Клиническая психология — одно из ведущих и активно разрабатываемых направлений современной психологии, формирующейся на стыке с медициной и рядом других наук. В настоящее время она характеризуется активным развитием методологических, научно-организационных основ и широким спектром областей практического применения для решении задач охраны и укрепления здоровья населения.
Ниже представлена программа последипломного обучения по клинической психологии для психологов, а также учебные планы последипломной переподготовки и тематического усовершенствования клинических психологов.
Цель последипломной профессиональной переподготовки по клинической психологии — овладение методологией, теорией и практикой клинической психологии, формирование системного подхода в понимании психологической структуры болезни, лечения и реабилитации, навыков адекватного применения психологических знаний в медицинской, в частности психиатрической и психотерапевтической деятельности, освоение медицинской деонтологии, приобретение опыта оказания квалифицированной помощи в диагностическе и экспертизе, изучение методов клинической психологии и приобретение практических навыков их использования.
Учебные планы профессиональной переподготовки по клинической психологии предусматривают различный уровень предшествующего вузовского образования психологов и предполагают проведение в соответствии с ним дифференцированного обучения.
Так, для психологов, имеющих специализацию по клинической психологии в рамках вузовского образования (выпускники факультетов клинической психологии университетов, медицинских и других вузов и учреждений, приравненных к ним), предусматривается переподготовка продолжительностью 1 год. Основная цель этой программы — подготовить выпускников к работе в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля, в первую очередь, оказывающих различные виды психиатрической и психотерапевтической помощи.
Для психологов. не имеющих такой специализации (выпускники факультетов психологии университетов и других вузов) предусматривается переподготовка продолжительностью 2 года. В этой программе, наряду с задачей подготовки психологов к работе в системе здравоохранения, предусматривается прохождение дисциплин специализации, которые определены госстандартом по специальности 02200 «Клиническая психология».
Для психологов, имеющих второе высшее психологическое образование, первое высшее образование которых относится к специальностям гуманитарного профиля, предусмотрена переподготовка продолжительностью 3 года. Эта программа, кроме реализации вышеуказанных задач, включает также дополнительное изучение дисциплин общепсихологической специализации, необходимых для освоения специальности «Клиническая психология».
Учебные планы тематического усовершенствования предназначены для более глубокого освоения частных вопросов клинической психологии, особенностей работы клинических психологов в различных областях медицинской практики.
Настоящая программа сочетает теоретические и практические, клинические и экспериментальные составляющие. Профессиональное становление клинического психолога включает последовательное овладение основными разделами клинической психологии — патопсихологии, нейропсихологии, психологии аномального развития, психологических проблем психосоматической медицины, психологического консультирования и психотерапии; кроме того предусматривается изучение ряда клинических дисциплин и особенности применения методов клинической психологии в медицине. Особое внимание уделяется формированию профессионального языка специалиста — клинического психолога — и адекватному использованию его в процессе профессионального взаимодействия с представителями медицинских специальностей. Предлагаемая программа позволяет строить учебный процесс с учетом личностных особенностей обучающегося.
Достижение основной образовательной цели предполагает использование следующих форм обучения: лекции, семинары, практические занятия, учебная, курсовая и дипломная практики на клинических базах (в психиатрических стационарах, психоневрологических диспансерах, психотерапевтических консультаций, кризисных центрах, психосоматических и общесоматических больницах), психотерапевтические и профессиональные тренинги, работа под руководством супервизора (опытного наставника).
В период обучения проводится базисный и рубежный контроль знаний.
Для удобства пользования все разделы программ последипломной переподготовки изложены в одной таблице, что позволяет наглядно учитывать особенности обучения разной продолжительности. Кроме того, программы даны в текстах с разной степенью детализации. Авторами это сделано намеренно, поскольку ряд специальных дисциплин, таких например как нейропсихология, современная психотерапия и др., недостаточно знакомы и разработка программ по этим дисциплинам может представить значительные трудности для преподавательского состава факультетов клинической психологии медицинских вузов. Смежные специальности, изложены кратко, например физиология и анатомия ЦНС, психофизиология и др.
Учебные планы переподготовки предназначены в первую очередь для организаторов и преподавателей факультетов клинической психологии медицинских вузов и могут быть первоначальными ориентирами, позволяющими произвести разработку программ и учебных планов для обучения клинических психологов.
По окончанию каждого цикла профессиональной переподготовки или тематического усовершенствования проводится экзамен и выдается документ установленного образца.