Болсун С.А. — Обзор литературы о самогипнозе

Home / Статьи / Болсун С.А. — Обзор литературы о самогипнозе

Первые литературные упоминания о гипнозе и самогипнозе дошли до нас из глубокой древности, благодаря найденному в Египте папирусу из Кахун (1900 г. до н. э.) и папирусу Эберса (1700 г. до н. э.) из фиванских гробниц. Описанная в этих папирусах техника формирования «целебного», или «чудодейственного», сна широко практиковалась жрецами в храмах, возведенных в честь бога врачевания — Эскулапа в Древнем Риме, Асклепия в античной Греции, Сераписа в эллиническом Египте,- для усыпления страждущих, что приносило им, по свидетельствам врачей того времени, облегчение.

В Древней Греции в IV в. до н. э. было около 300 храмов, в которых больные подвергались мистическим и ритуальным процедурам, основанным, главным образом, на внушении.

Индийские брамины, факиры и йогины задолго до исследований европейских ученых обладали достаточными сведениями о самогипнотизации. Более двадцати веков используют они гипнотические состояния с целью воссоединения со Всевышним.

За счет концентрации внимания на дыхании или пристального смотрения на кончик своего носа или в другую точку, находящуюся на расстоянии 6-7 сантиметров, они достигают состояния расслабления мышц, замедления дыхания, полной неподвижности и бесчувственности.

Из Индии эти приемы перешли к другим народам. В аналогичное состояние повергали себя египетские жрецы, продолжительное время фиксировавшие глазами каплю чернил или блестящие тарелки с нарисованными каббалистическими знаками.

При этом стоит отметить одно довольно любопытное обстоятельство: до настоящего времени болышинство приемов самогипноза, применяемых народами древности, не утратило своей ценности.

Легко заметить, что ни одна религия не свободна от гипнотических приемов. Где бы ни происходило богослужение, все устроено так, чтобы поразить воображение — полумрак, благовония, блеск золота, звуки музыки. Жесты служителей храма — те же пассы, способные ввести верующих в гипнотическое состояние. И, конечно же, психологический фактор — вера, без которой все эти «чудеса» вряд ли возможны, так как вопросы веры и внушения испокон веков стояли рядом. «По вере вашей да будет вам»,- говорил Христос нуждающимся в исцелении.

В России научное изучение гипноза и самогипноза в первую очередь связано с именем В. М. Бехтерева. По его инициативе в конце XIX века гипноз был признан терапевтическим методом, имеющим психологическое и физиологическое обоснование. Теоретическое обоснование и практическая ценность способствовали быстрому распространению гипноза в медицинской среде. В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, пришел к выводу, что большую роль при его возникновении играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей. В. М. Бехтерев подразделял гипноз на три стадии — малый, средний и глубокий, которые соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля — сонливость, гипотаксия и сомнамбулизм. В. М. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения пациенту в гипнозе.

Он отмечал, что путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия пациента.

Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В. И. Бехтерев, входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыла, минуя сторожа — критику».

Интересно отметить, что писатель Л. Н. Толстой и психоневролог В. М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании. «Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

В 1890 году В. М. Бехтерев разработал систему самовнушения, которой обучал больных алкоголизмом. Больной должен был многократно перед сном и после пробуждения произносить вполголоса: «Я дал себе зарок не только не пить, но и не думать о вине; теперь я совершенно освободился от пагубного соблазна и о нем вовсе не думаю». Несколько десятилетий В. М. Бехтерев посвятил глубокому клиническому и экспериментальному изучению внушения. Он заложил фундамент исследования социально-психологического значения внушения. В 1897 году на актовом собрании Военно-медицинской академии В. М. Бехтерев выступил с речью «Внушение и его роль в общественной жизни». Он говорил о том, что «внушение может быть привнесено извне другими лицами или идеей, охватившей массы; может оно возникнуть из собственных побуждений (самовнушение). Человек в состоянии «развить воображение до появления иллюзий и галлюцинаций… Это и есть самовнушение» (В. М. Бехтерев).

Вторая половина двадцатого века характеризуется трансформацией гипноза в сторону недирективности, индивидуального подхода, множественности воздействия. Такой подход часто называют эриксоновским гипнозом — по имени Милтона Эриксона, американского психиатра и психотерапевта, великого мастера, нашего современника (1901 — 1980), за свои достижения в области гипноза получившего прозвище «Мистер Гипноз», человека, полностью изменившего представления о гипнозе и методы работы с гипнозом. Люди обращались к Милтону Эриксону по самым разным поводам: с болезнями, от которых отказались другие врачи, с личными, сексуальными, супружескими, детско-родительскими и другими проблемами. Милтон Эриксон исцелял их настолько эффективно, с помощью таких экономичных приемов, что это производило впечатление чуда. Многие из этих случаев описаны в переведенной на русский язык книге Дж. Хейли «Необычайная психотерапия», которая читается как увлекательный роман. У Эриксона было много учеников, которые овладевали его методами, использовали их в своей практике и описывали в своих книгах; изданной к настоящему времени «эриксоновской» литературы хватило бы на отдельную библиотеку.

Может быть, самое главное из того, что сделал Милтон Эриксон, заключается в том, что он полностью пересмотрел существовавшие взгляды на бессознательное. Милтон Эриксон говорит: наше бессознательное — это резервуар ресурсов. У каждого человека есть огромный опыт завоеваний, побед и преодолений. Даже если человеку кажется, что ничего этого у него в жизни не было, это не так; когда-то он не умел ходить — а потом встал и пошел, не умел говорить — и овладел человеческой речью, не умел читать и писать — и научился этому, и так далее, и так далее… Опыт этих — и тысяч других успехов — хранится в бессознательном; из человеческой памяти не исчезает ничего из того, что было прожито. Кроме того, у каждого человека — даже если он об этом сейчас не помнит — были моменты радостных, счастливых переживаний; эти чувства тоже сохраняются в бессознательном. Все это вместе и образует наши ресурсы. Беда, однако, в том, что эти ресурсы большей частью для человека закрыты — у него нет к ним доступа. Человек не может использовать весь этот опыт для того, чтобы добиваться успехов и побед в сегодняшней жизни.

Человек, лишенный доступа к своим ресурсам, похож на прекрасный приемник с заблокированной ручкой, который мог бы ловить передачи со всего мира, а ловит только одну программу — да и ту с трудом.

Существует особое состояние, которое позволяет получить доступ к ресурсам бессознательного и воспользоваться ими. Это состояние называется «транс». Милтон Эриксон выделял так называемый повседневный транс — хорошо всем нам знакомое состояние,- в котором каждый, из нас бывает много раз на дню. Когда мы едем в транспорте и погружаемся в свои мысли и перестаем замечать все вокруг — это транс. Когда мы ловим себя на том, что глаза бегают по строчкам, а мысли витают где-то далеко — это транс… Когда мы сидим на вокзале или в аэропорту и размышляем о чем-то своем — это тоже транс. Современными исследованиями показано, что транс — это естественное физиологическое состояние; каждую минуту человек на несколько миллисекунд погружается в транс. Это необходимо для того, чтобы привести в систему и распределить всю ту информацию, которую он получает «транс терапевтичен», — говорит Милтон Эриксон. Это означает, что пребывание в этом состоянии благотворно; оно позволяет воспользоваться ресурсами бессознательного, позволяет ему включиться в работу и помогать нам достигать наши цели. Когда мы бьемся над решением какой-то задачи и не можем ее решить, и откладываем ее в сторону, а затем вдруг решение всплывает как бы само собой — это работа нашего бессознательного.

Это благотворное состояние можно продлить с помощью специальных приемов; по Милтону Эриксону это — «углубленный транс». Это можно делать самому — и тогда это называется самогипноз.

Это можно делать с помощью другого человека — и тогда это гипноз. Обычно сначала это легче делать с помощью другого человека; при этом одна из основных задач эриксоновского гипнотерапевта — обучить человека, чтобы он затем мог сам делать то, что они делают вдвоем, обучить его самогипнозу. Поэтому эриксоновский гипноз — это всегда сотрудничество, добровольное взаимодействие двух людей. «Гипнотерапевт», или «оператор» (т.е., кто занимается эриксоновским гипнозом, не любят слова «гипнотизер» потому что с ним связаны неприятные ассоциации) владеет определенным набором техник, которые позволяют человеку войти в состояние транса и использовать его для своих целей. Этим техникам он обучает своего «клиента» (а может быть, правильнее было бы сказать «партнера»)- «Клиент» полностью контролирует ситуацию; здесь не может быть и речи ни о приказах, ни о бездумном им подчинении. Транс — это не сон и не потеря сознания; транс — это «погружение в себя»: в свои мысли, воспоминания, ощущения, переживания.

При этом человек ни на минуту не перестает осознавать, где он находится и что с ним происходит и в любой момент он может прервать сеанс, если ему что-то не нравится. Особое искусство, которому человек обучается на сеансах эриксоновского гипноза — это искусство «отстраненности». Всю свою жизнь человек обучается владеть своими сознательными механизмами; мы знаем, что когда мы хотим чего-то достичь, надо напрячься, сконцентрироваться, собрать волю… однако с бессознательными механизмами это не проходит — они устроены иначе. Их нельзя «заставить» работать: чем больше мы будем напрягаться и «собирать волю в кулак», тем меньше у нас будет получаться. Для того, чтобы заработали бессознательные механизмы, надо «отпустить тормоза», «отстраниться» — и предоставить им работать. Это и есть то главное искусство, которым человек овладевает на сеансах эриксоновского гипноза, а затем использует в самогипнозе. Главное действующее лицо в эриксоновском гипнозе — это клиент; он выполняет определенную внутреннюю работу, а терапевт «сопровождает» его, создавая оптимальные условия для этой работы. Одна из аксиом психотерапии гласит: «Человек приносит с собой не только проблему, но и ее решение — только он об этом пока не знает». Эриксоновский гипноз — это один из быстрых и эффективных способов дать человеку узнать об этом решении.

Что же мы понимаем под самогипнозом? Современный взгляд на природу гипнотических состояний и внушения (суггестии) позволяет определить самогипноз как систему самовоздействий, производимых в гипнотическом (трансовом) состоянии, включающих в себя гипнотическое наведение и терапевтические самовнушения.

Почти каждому не раз приходилось испытывать состояние, напоминающее транс, хотя человек вряд ли подозревал, что это гипноз. Вспомните, как иногда, уйдя в свои мысли, вы теряли ощущение реальности; как, увлеченные содержанием книги или обдумывая интересный план, не слышали обращенных к вам слов и не замечали пролетевших часов.

Разница между подобными состояниями и самогипнозом заключается в том, что последний подразумевает определенную мотивацию и формулировку внушений, преследующих конкретную цель. Как правило, люди не верят, что они поддались гипнозу, когда это с ними происходит в первый, да и во второй раз. Гипноз нельзя считать формой сна, хотя человек в трансе кажется спящим. Дело обстоит совсем наоборот. Энцефалограммы, сделанные людям в состоянии гипноза, показывают, что разум находится в состоянии активного бодрствования.

Существует множество определений гипноза, но поскольку механику его воздействия разгадать никому не удалось, все описывают только конечный результат. А поскольку каждое описание зависит от индивидуального восприятия, то в итоге все сильно смахивает на притчу о семи слепых мудрецах, которые описывали слона.

Попробуем дать свое определение гипноза как специфического состояния сознания, в котором внушения воздействуют на него с гораздо большей силой, чем в обычных условиях. Находясь под гипнозом, человек подавляет критическое воздействие сознания. Внимание сфокусировано в очень узком направлении, причем уровень восприятия в фокусе гораздо выше, чем вне гипнотического воздействия. Этот повышенный уровень восприятия помогает посылать внушения прямо в подсознание.

Почти все работающие в этой области исследователи признают своеобразие трансового состояния, так как оно позволяет управлять теми сферами деятельности организма, которые неподвластны сознанию.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что все виды гипноза «это не что иное, как самогипноз». Гипнотерапевт может лишь помочь вам войти в транс, но ситуацию контролируете вы сами, это ваш гипноз.

В настоящее время существует несколько десятков различных модификаций самогипноза. Наиболее распространенные — метод самовнушения Куэ, аутогенная тренировка Шульца, метод прогрессирующей релаксации Джейкобсона, медитация, имаготерапия и другие. Все методы психической саморегуляции по своим психофизиологическим механизмам не имеют существенных различий с гипнозом. Более того, многие исследования показывают, что психические явления, связанные с психической саморегуляцией, также представляют собой не что иное, как особые формы самогипноза.

В 20-е годы наибольшее распространение среди методов самовнушения получила система французского аптекаря Эмиля Куэ. Он назвал свою систему «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ лечил больных с самыми разнообразными, в том числе органическими заболеваниями. Больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20-30 раз повторять формулы самовнушений вроде: «Мне становится лучше и лучше… Мое зрение (или слух) улучшается» и т. п. Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3-4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления. Общий курс лечения составлял от 2-3 месяцев до года.

Немецкий невропатолог И. Г. Шульц в 1932 году опубликовал свою ныне столь известную монографию «Аутогенная тренировка — сосредоточенное расслабление». Подобно йоге, аутогенная тренировка имеет высшую и низшую ступени. Начинается аутотренинг с обучения расслаблению мышц — пока не появится чувство тяжести. После этого — занятия по овладению сердечно-сосудистой системой: достигается умение вызывать чувство тепла или холода, изменяя кровоток и теплоотдачу. Затем — влияние на вегетативную нервную и костно-суставную системы. Овладение высшей ступенью аутотренинга дает возможность вызывать особые состояния транса. Аутогенная тренировка получила широкое признание во всех странах в первую очередь как метод лечения и профилактики различных заболеваний.

Медитация приобретает широкое распространение в США В 60-е годы XX столетия, благодаря деятельности индийского физика Махариши Махеш Йоги, создавшего методику так называемой «трансцендентальной медитации» (ТМ), облегчив и приспособив для «западного человека» технику йоги. Трансцендентальная медитация широко применяется в США и здоровыми людьми, и в клиниках для ликвидации нервного напряжения, бессонницы и тревоги, и при лечении наркомании и алкоголизма, и многих других заболеваний.

Целительный эффект медитации (как показало ее применение в клиниках) вовсе не требует обязательного достижения особого состояния сознания: они возникают далеко не у каждого и не при каждом медитировании. Самозанятие медитацией означает движение к улучшению здоровья, к более естественной полноценной жизни. И эта сосредоточенная ежедневная направленность на выздоровление обязательно скажется! Иначе говоря, сама по себе техника медитации обладает лечебным действием.

Медитативные техники, как разновидность самогипноза, используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например — снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервно-психологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях — понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения.

Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

В терапевтических целях применяются сравнительно простые технически приёмы медитации: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося — например, сидя на стуле со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации.

Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются, предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно терапевт должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. Различные техники медитации, в чём-то совпадая друг с другом, могут давать разный эффект.

Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает, что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено фантазиями, представлениями.

Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность), увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается измерениями по шкалам развития «эго», морального и когнитивного развития, умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и состояний сознавания.

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению кровяного давления.

В 70-е годы у профессора Бенсона возникла идея: можно ли научиться снижать кровяное давление, частоту пульса с помощью особого состояния сознания? Прежде всего Бенсон решил исследовать физиологические эффекты трансцендентальной медитации (ТМ). Исследования Бенсона показали: после непродолжительной медитации потребление кислорода снижается на 20 %, тогда как во время сна такое снижение возникает через 4-5 часов. Кровяное давление при этом не снижается, а пульс и дыхание становятся реже. Однако когда провели тщательное исследование влияния ТМ на людей с исходно повышенным давлением, обнаружилось, что после некоторого периода регулярной медитации давление понижается до нормы. Когда занятия медитацией прекращали, давление вновь повышалось. Регулярное пребывание в состоянии релаксации может являться антистрессорным механизмом — защитой от стрессов и их вредных последствий. Это состояние может вызываться как с помощью медитации, так и другими способами: аутотренингом, последовательной релаксацией, самогипнозом.

В существующих техниках медитации Бенсон выделил четыре основных элемента:

  1. Спокойная обстановка.
  2. Объект сосредоточения. Им может быть слово, звук, ощущение (например, тренер каждому «дает» индивидуальное слово для медитации — мантру). Это слово не следует никому сообщать. Действенным является и последовательное сосредоточение на ощущениях напряжения и расслабления мышц, на вдохе и выдохе.
  3. Пассивное отношение. Освобожденность разума от мыслей, целей, опустошенность без напряжения («позволить» потоку мыслей «плыть мимо»).
  4. Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть. Главное — отсутствие мешающего мышечного напряжения. Можно использовать «позу лотоса», можно сидеть в удобном кресле, наконец лежать. Главное — комфорт и возможность расслабиться.

В исследованиях, которые проводились в НИИ нейрокибернетики РГУ (Ростов-на-Дону), достоверно показано положительное влияние медитации на здоровье. В экспериментах приняли участие 105 испытуемых, 59 женщин и 46 мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. Все они прошли шестимесячный курс медитативного тренинга под моим руководством. Испытуемые медитировали ежедневно не менее 30 мин в день. Перед началом курса, после трех месяцев обучения и перед окончанием курса они проходили психофизиологическое обследование. Для оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовались пульсометрия (ЧСС), измерялись артериальное давление (АД) (18 чел. с диагнозом: гипертоническая болезнь 1-й или 2-й степени), параметры дыхания в покое и под нагрузкой. Большинство регистрируемых показателей функционального состояния испытуемых достоверно улучшилось уже после трех месяцев тренировки. и продолжали нарастать к концу шестого месяца занятий.

Карл Саймонтон — радиоонколог из Далласа — был одним из первых, кто использовал в своей терапевтической работе техники самогипноза, основанные на создании пациентом зрительных образов (визуализации). В 1985 году на международном симпозиуме Карл Саймонтон и психолог Стефания Мэтьюз рассказали о первых результатах работы с терминальными раковыми пациентами, чей предполагаемый срок жизни не превышал года. Из 159 пациентов 19 % полностью избавились от рака, у 22 % заболевание уменьшило свое развитие. Остальные в среднем удвоили предсказанное им время жизни. Техника самогипноза, которой Саймонтон обучал своих пациентов, состояла в следующем: сначала пациент овладевал техникой постепенного расслабления. Затем в состоянии предельного расслабления пациент должен был представить свои белые кровяные тельца и иммунную систему в виде бесстрашных воинов, а раковые клетки — в виде трусливых или беспомощных животных, которых воинам ничего не стоит победить.

Вот некоторые рекомендации, которые давал доктор Саймонтон своим пациентам для занятиий самогипнозом:

  1. Найдите тихое место с мягким освещением. Закройте дверь и поудобнее устройтесь на стуле или в кресле. Ноги поставьте так, чтобы стопы полностью касались пола. Закройте глаза.
  2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании.
  3. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и с каждым выдохом мысленно произнесите слово «расслабься» .
  4. Сосредоточьте внимание на своем лице и постарайтесь ощутить любое напряжение лица и глаз. Мысленно представьте себе это напряжение в виде какого-то образа. Это может быть завязанная узлом веревка, сжатый кулак.
  5. Затем представьте себе, что они расслабляются, разжимаются, повисают, подобно натянутой, а затем отпущенной резинке. Ощутите, как расслабляются мышцы вашего лица и глаз. Почувствуйте, как одновременно с этим волна расслабления распространяется по всему вашему телу.
  6. Напрягите лицо и глаза, зажмурив их как можно сильнее, а затем расслабьте и почувствуйте, как расслабляется все ваше тело.
  7. Повторите то же самое со всеми остальными частями тела. Медленно продвигайтесь от лица вниз, к нижней челюсти, шее, плечам, спине, предплечьям, к ладоням, груди, животу, бедрам, голеням, лодыжкам, стопам, пальцам ног, пока не окажется расслабленным все тело. Для каждой части тела мысленно представляйте себе напряжение, а потом воображайте, как оно исчезает, тает.
  8. Теперь представьте себе, что вы находитесь где-нибудь на природе, в приятном для вас месте. Постарайтесь как можно точнее увидеть все подробности: заметить краски, услышать звуки, все, что вы ощущаете, когда соприкасаетесь с окружающими предметами.
  9. Продолжайте мысленно оставаться в этом месте в очень расслабленном состоянии в течение двух-трех минут.
  10. Затем в символическом или реалистическом виде постарайтесь увидеть свой рак. Представляйте его состоящим из очень слабых клеток с неправильным строением. Помните, что в обычном состоянии в течение жизни наш организм уничтожает тысячи таких атипичных клеток. Зрительно представляя себе рак, подумайте о том, что для вашего выздоровления необходимо, чтобы защитные механизмы вашего тела вернулись к естественному, здоровому состоянию.
  11. Если вы сейчас получаете какое-то традиционное лечение, представьте, что это лечение поступает в ваш организм определенным, понятным вам образом. Если это радиотерапия, то представьте себе ее как луч, состоящий из миллионов энергетических зарядов, поражающих все клетки, попадающиеся им на пути. Нормальные клетки способны восстановить любой нанесенный им ущерб. Раковые клетки этого не могут — они слишком слабы. (Это как раз главный принцип, на котором основана радиотерапия.) Если вы получаете химиотерапию, представьте себе, что введенное вам лекарство попадает в ваши сосуды. Вообразите, что это лекарство действует как яд. Нормальные клетки — умные и сильные — не очень восприимчивы к этому яду, а раковые клетки — слабые, и поэтому достаточно небольшого количества яда, чтобы их убить. Они поглощают яд и умирают, а затем выводятся из организма.
  12. Представьте себе, как ваши лейкоциты приближаются к месту, где находится рак, определяют атипичные клетки и разрушают их. В вашем распоряжении огромная армия лейкоцитов. Они очень сильны и полны энергии. Кроме того, они очень умные. Они по всем статьям превосходят раковые клетки, и в их победе не может быть никакого сомнения.
  13. Представьте себе, как рак уменьшается в размерах, лейкоциты подхватывают мертвые раковые клетки и через печень и почки выводят их из организма вместе с мочой и калом. Это образ ваших представлений о желаемом. Продолжайте представлять себе, как уменьшается рак, пока он полностью не исчезнет. Представьте себе, что, по мере того как рак уменьшается и наконец полностью исчезает, у вас становится больше энергии, улучшается аппетит. Вы хорошо чувствуете себя в окружении семьи, видите, как вас любят.
  14. Если вы ощущаете в каком-то месте боль, зрительно представьте себе, как целая армия лейкоцитов устремляется туда, чтобы успокоить ее. Какова бы ни была причина этой боли, отдайте своему организму приказ исцелить себя. Представьте себе, как ваше тело поправляется.
  15. Постарайтесь мысленно увидеть себя бодрым, здоровым, полным энергии.
  16. Представьте себе, как вы добиваетесь выполнения тех задач, которые перед собой поставили. Вы осуществляете свои жизненные цели; у всех членов вашей семьи дела идут хорошо; ваши отношения с окружающими становятся все более значимыми. Помните, что если вы будете видеть смысл в том, чтобы поправиться, то это поможет вам выздороветь. Посвятите некоторое время тому, чтобы подумать о своих жизненных ценностях.
  17. Мысленно похвалите себя за то, что вы сами способствуете своему выздоровлению. Представьте себе, как вы делаете это упражнение три раза в день, сохраняя в течение всего времени сосредоточенность и внимание.
  18. Теперь почувствуйте, что мышцы ваших век стали легче. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.
  19. Откройте глаза. Вы снова можете возвращаться к своим обычным делам.

По мнению многих ученых, чем яснее вы видите мысленным взором ваш организм и его пораженные участки, тем успешнее ваше подсознание координирует внутренние защитные силы.

Самогипноз может оказать значительную дополнительную помощь в программировании мозга на выздоровление. Ученые все больше убеждаются в том, что с помощью сложных нейрохимических процессов разум воздействует на иммунную систему.

К сожалению, способность вызывать в сознании яркие, впечатляющие образы у людей неодинакова. Следовательно, и степень положительного воздействия таких эмоций тоже различна. Тем не менее доказано, что при многих болезнях, в частности депрессиях, бессоннице, половых расстройствах, астме и фиброзных опухолях, упражнения такого рода весьма благотворны для всех пациентов, независимо от силы их образного мышления. Создаваемые нами образы могут незаметно для нас самих изменять наши эмоции, тем самым оказывая положительное или отрицательное влияние на иммунную систему.

Мысленные образы являются союзниками не только в борьбе с болезнями — они помогают и вполне здоровым людям поддерживать их иммунную систему в хорошей форме.

Практическому изучению применения самогипноза как метода управления стрессом, освобождения от страхов, зависимостей, нормализации веса, улучшения зрения, нормализации сна, обретении решительности и уверенности в себе, улучшения сексуальных отношений посвящен семинар-тренинг, который разработан НИИ Клинического Гипноза.

Участники семинара обучаются основам самогипноза — управляемому воображению, расслаблению, дыхательным и медитативным техникам, концентрации, визуализации. Большое внимание уделяется обучению расслаблению, что включает в себя активную, пассивную постепенную релаксацию, а также саморегуляции телесных ощущений — чувства тепла, прохлады, легкости, тяжести и др.

Практически осваиваются техники дыхания: брюшное, расслабляющее, направленное, круговое, исцеляющее дыхание. Участники овладевают техниками визуализации и образного видения. Даются практические методы прекращения внутреннего диалога.

На основе базовых навыков осваиваются аутогипнотические техники управления своими состояниями, выхода из стресса, управления болью, освобождения от зависимостей, нормализации сна и многое другое.

В результате систематических занятий самогипнозом нормализуется обмен веществ, улучшается настроение, приходят в норму зрение и вес, улучшаются взаимоотношения с близкими.

Реализуются поставленные цели, улучшается качество жизни.

Список литературы

  1. Алман Б., Ламбру  П. «Самогипноз», М.,2003
  2. Беккио Ж., Жюслен  Ш. «Новый гипноз. Практическое руководство». — М., 1998.
  3. Беккио Ж., Росси  Э. «Гипноз XXI века». — М., 1999.
  4. Бехтерев В.М. «Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение». — СПб., 1991.
  5. Гинзбург М.Р. «Об эриксоновском гипнозе», 2006
  6. Гордеев М. Н. «Гипноз: практическое руководство», М.,2005
  7. Кондрашов В. В. «Всё о гипнозе», Ростов-на-Дону,1998
  8. Липецкий М.Л. «Внушение и мы», М., 1983
  9. Платонов К.И. «Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И. П. Павлова». М., 1957.
  10. Рожнов В.Е., Рожнова  М. А. «Гипноз от древности до наших дней». М., 1987.
  11. Саймонтон К., Саймонтон  С. «Психотерапия рака», М.,1998
  12. Семинар с Милтоном Эриксоном (Уроки гипноза). Под ред. Дж. Зейга. М., 1994.
  13. Теппервайн К. «Гипноз и самогипноз». Ростов-на-Дону, 1997
  14. Хейли Д. «Необычайная психотерапия». М., 1995.
  15. Шойфет М.С. «Нераскрытые тайны гипноза», М.,2006