Эрнест Росси и Катрин Росси
перевод с англ. Ю.Багинской
Применение, научное обоснование и практическое исследование
Открытое приглашение к позитивной психотерапии, клиническому и экспериментальному исследованию
Введение
Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления (ТПГОИ) — это результат 50-ти летних исследований истории творчества, консультирования, психотерапии и исцеления тела и души (Росси, 1967, 1968, 2002, 2007).
Настоящий протокол — это диагностический и терапевтический труд, призванный к содействию творческим возможностям психологического опыта и благоприятным изменениям сознания путем оптимизации генной экспрессии и пластичности мозга. В данном протоколе предлагается несложная 4-х ступенчатая модель творческого процесса, способствующая достижению максимальной эффективности в ходе индивидуальной терапевтической работы, не прибегая к использованию традиционного психодинамического анализа и методов клинической диагностики.
Многие из Вас удивятся, обнаружив, что осознание чуда, мудрости, правды и красоты в ходе творческого процесса может стимулировать экспрессию генов и пластичность мозга.
Особенно важным для понимания представляется тот факт, что наши высшие и наиболее вдохновенные состояния сознания могут способствовать психологическому здоровью и благополучию, тогда как стресс и травма могут негативно на него влиять.
Взаимодействие между генами и сознанием отражается на состоянии нашего ума, тела и духа, следствием чего становится улучшение здоровья и самочувствия, или, наоборот, развитие недугов и противоречий.
Согласно заявлениям лауреатов Нобелевской премии на общегосударственных политических форумах, изучение процессов генной экспрессии и функционирования нейронных сетей чрезвычайно важно для будущего исследования психического здоровья человека. (Аkil et al., 2010).
Данное пособие будет полезно студентам, консультантам, тренерам, учителям и психотерапевтам при проведении исследований в области генной экспрессии и пластичности мозга.
Психобиологическая основа протокола (ТПГОИ)
Материалы протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» соответствуют данным современных исследований в области эпигенетики (Petronis, 2010), функциональной геномики (Geschwind & Konopka, 2009), биоинформатики, нейробиологии и психосоциальной геномики (Atkinson et al., 2010; Rossi, 1972/1985/2000, 2002, 2004, 2007; Rossi & Iannotti et al., 2008; Rossi & Rossi, 2010; Rossi, Vyas et al. 2010). В одном из последних выпусков журнала Nature (Nobrega, 2010) была опубликована интереснейшая статья о важных научных открытиях в области взаимодействия между генами и сознанием, а также о методиках исцеления с использованием эпигенетического подхода.
«Экспрессия генов – это клеточный процесс, в ходе которого наследственная информация в молекуле ДНК преобразуется в функциональный продукт (белок). Экспрессия генов может регулироваться на многих уровнях: во время транскрипции РНК из ДНК, трансляции матричного РНК в белок, а также на эпигенетическом уровне, при изменении структуры хроматина. Несмотря на то, что наибольшее внимание уделяется возможности регуляции процесса транскрипции, остальные компоненты не менее важны.
Данные исследования, проведенного Томом Мистели (Национальный институт рака, Бетесда) совместно с группой экспертов, отражают взаимодействие между внешне не связанными между собой компонентами процесса регуляции генной экспрессии (Luco et el., 2010). Авторы исследования описали, каким образом процесс альтернативного сплайсинга (от англ. splice — сращивать или склеивать концы чего-либо — процесс вырезания определенных нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в «зрелой» молекуле) РНК может регулироваться посредством особых химических модификаций в структуре хроматина. Кроме того, было обнаружено, что модель сплайсига РНК определяется конкретным набором изменений в гистонах. По мнению экспертов, данный механизм типичен для нескольких десятков или сотен генов в геноме человека.
Результаты данного исследования имеют важное значение для понимания взаимосвязи между механизмами регуляции транскрипции РНК, модификацией гистонов, пост-транскрипционными процессами и альтернативным сплайсингом. В частности, было обнаружено, что хроматин может регулировать не только объем выработки протеинов в клетках, но и типы вырабатываемых протеинов.
Кроме того, некоторые интересные исследования показывают, что молекулы, которые управляют транскрипцией РНК, способны также регулировать эпигенетические модификации и модели альтернативного сплайсинга РНК, а также участвовать в межклеточной транспортировке РНК. В работах Мистели и его коллег показано, какая взаимосвязь существует между различными компонентами регуляции генов» (стр. 11).
Если мы верим, что консультирование, психотерапия, исцеление тела и разума и гипноз являются основным посылом трансформации мысли в действие у реципиента, то мы можем также предположить, что консультирование, психотерапия и терапевтический гипноз возникли раньше приблизительно на целое столетие, чем современные исследования в области эпигенетики и нейро-науки, занимающейся вопросами генной экспрессии и пластичности мозга (Wetterstrand, 1902). По нашему мнению, данные эпигенетики и молекулярной геномики позволят ученым расширить традиционный, когнитивно-поведенческий подход к терапевтическому гипнозу (Luco et al., 2010). Возможно, новейшая идеопластическая шкала «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» станет основой изучения и оценки воздействия молекул и генов в организме на различные формы исцеления тела и разума (медитацию, гипноз, активную визуализацию, музыки и др.). Наш протокол не противоречит данным транслируемых исследований, которые на сегодняшний день поддерживает и рекомендует Национальный институт психического здоровья (Aikl et al., 2010; Insel, 2009, 2010).
Практическое применение протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» занимает не более 20-30 минут. Приложенная к протоколу статистическая форма обычно заполняется непосредственно специалистом, однако может быть адаптирована и для применения в терапевтической группе. На сегодняшний день требуются значительные исследования для обеспечения адекватности применения и достоверности первой версии протокола «Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления» на многих уровнях от когнитивно-поведенческого до молекулярно-геномного.
Протокол «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» и научное к нему обоснование являются принципиально новым терапевтическим подходом, обеспечивающим восстановление внутренних ресурсов человека и гибкости ума для реабилитации, исцеления, обретения здоровья. (Rossi et al., 2011, в печати). Информация, представленная в данном протоколе, позволяет облегчать процессы решения проблем и способствует исцелению при помощи генной экспрессии, базирующейся на опыте человека. Процесс генной экспрессии регулирует различные эпигенетические взаимодействия между телом и разумом, которые являются основополагающими механизмами в формировании иммунной защиты организма и улучшении сознания, творческого мышления, сновидений, памяти, обучения и личностного роста (Atkinson et al., 2010; Rossi, Iannotti et al. 2008; Rossi, Vyas et al., 2010).
По нашему мнению, данный протокол может стать инструментом для оценки генной экспрессии, основанной на предыдущем опыте и деятельности (исследуется с помощью ДНК-микрочипов), а также пластичности мозга (выявляется через функциональную МРТ). Результаты наших исследований будут полезны для изучения психологического развития человека, в медицине и реабилитации. Мы предлагаем читателям ознакомиться с различными гипотезами и научными предположениями, которые требуют дальнейших исследований и анализа. Разработанный нами протокол необходимо сравнить с терапевтическими протоколами, которые на сегодняшний день применяются в психологии, психотерапии и терапевтическом гипнозе. Поэтому мы обращаемся к участникам исследовательских и рабочих групп в смежных областях с предложением присоединиться к нашему открытому исследованию на всех уровнях – от когнитивно-поведенческого до молекулярно-геномного.
Согласно результатам наших исследований, применение протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» позволяет:
1) уменьшить дисфункциональные воспаления (связанные с хроническими болевыми синдромами и несвоевременным лечением),
2) снизить оксидативный стресс (связанный с различными хроническими заболеваниями, а также старением организма),
3) повысить активность стволовых клеток, участвующих в процессах регенерации и реабилитации во многих органах человеческого тела.
Использование протокола является важным источником для развития гибкости человеческого ума и восстановления внутренних ресурсов (Rossi, Ianotti et al. 2008; Atkinson et al., 2010; Rossi et al. 2011).
Применение и научное обоснование протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления»
Введение
Определение степени начального стресса, симптома или проблемы
Начало эксперимента_______ч.мин Начальный уровень стресса и симптома: 0%… 50%…100%
Есть две причины, по которым мы регистрируем начало проведения эксперимента по протоколу «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Время суток является важным фактором, определяющим, когда происходит зависящая от опыта экспрессия генов в нормальных человеческих циркадианных и ультрадианных ритмах базового цикла покоя-активности (Lloyd & Rossi, 1992, 2008). Фиксация начала эксперимента необходима также для оценки психической активности субъекта исследования, а также терапевтической реакции по шкале, представленной ниже. Мы регистрируем начальные показатели выраженности стресса или симптомов для того, чтобы впоследствии рассчитать уровень их снижения (пункт 10). Начальный уровень стресса или выраженности симптомов является субъективным показателем и записывается со слов испытуемого до начала эксперимента. Психотерапевт начинает эксперимент со слов: «Определите, каким, по Вашему мнению, является уровень стресса (симптома, проблемы), ощущаемого Вами в данный момент? 100% — наиболее сильная степень, испытываемая Вами когда-либо, 50% — средний уровень, 0% — полное отсутствие стресса».
Этап 1: Чудо наблюдаемого сознания – любопытство, направленное внимание, позитивное ожидание
Наиболее важным аспектом протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» является формирование заинтересованности и стремления к познанию у субъекта исследования. Наша цель – научить человека внимательности и чуткости к различным нюансам самонаблюдения, самопомощи и самоисцеления с помощью внутренних моделей взаимодействия между телом и сознанием. Поддержка проявлений любопытства, направленного внимания и позитивных ожиданий является первым шагом нашей Четырехступенчатой Системы Творческого Процесса в Психотерапии, которая оптимизирует данный протокол на всех уровнях, от уровня сознания до генного уровня (Lloyd & Rossi, 1992, 2008; Rossi, 2002, 2204).
Психотерапевт выстраивает модель отражения действительности при помощи ладоней рук, располагая их на уровне груди на расстоянии 15-20 см (6-8 дюймов) друг от друга (см. рис. 1). В этой исходной позиции руки символизируют безопасное внутреннее пространство (temnos) или «контейнер», в котором человек может вести творческий диалог или испытывать конфликт между симптомами и проблемами; нерешенные вопросы в этой позиции располагаются в одной руке, а в противоположной – будущие решения заданных вопросов. Эти решения пока неизвестны, поскольку они не созданы на уровне генной экспрессии и в сознании человека. По этой причине у человека есть проблема.
Психотерапевт, конечно, также не располагает решениями проблем пациента. С этого момента психотерапевт и пациент вместе включаются в поиск чуда и радости нового сознания, которое, возможно, станет ключом к решению вопросов пациента тем способом, который Карл Юнг называл «Проблема Противоположностей». Осознание внутренних «конфликтующих противоположностей» зачастую активизирует собственные ресурсы человека, накопленные из предыдущего жизненного опыта, что помогает начать терапевтический диалог, который, в свою очередь, может иметь положительное влияние на решение существующих проблем. В одном из следующих разделов нашего протокола содержится обоснование использования метода «противоположностей».
На рис. 1 изображена исходная позиция ладоней на первом этапе четырехступенчатой системы творческого процесса на базе протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».
Задайте пациенту вопрос, «Какая из рук кажется Вам более теплой, а какая – более прохладной?» Иногда пациенты спрашивают, что психотерапевт имеет в виду под этим вопросом. Психотерапевту следует ответить: «Обычно люди не осознают, что некоторые части тела по ощущениям могут быть теплее или прохладнее, пока не обращают на это особое внимание. Это хорошее упражнение, которое развивает сознание и помогает прислушаться к собственному телу. Оно активизирует направленное внимание, творческую деятельность и позитивные ожидания для пробуждения Ваших собственных способностей к самоисцелению. Сама по себе мысль о том, что одна рука может быть теплее или прохладнее другой, улучшит Вашу чувствительность к теплу и холоду».
Рекомендуется подождать 2 минуты, после чего попросить пациента отметить, насколько реальными, сильными или яркими кажутся ему ощущения в ладонях по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, ту степень ощущений, которую отмечает испытуемый.)
2. Сильнее — Слабее? Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . . 100%
Спросите у пациента, которая из рук кажется ему более сильной или более слабой? Через пару минут снова задайте вопрос, “Насколько реальные, сильные или яркие для Вас ощущения по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, которое отмечает испытуемый.)
3. Ребенок — Взрослый? Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . . 100%
Попросите у пациента обратиться к его личной памяти . . . «Какая из рук по Вашим ощущениям соответствует Вам сейчас, а которая — кажется Вам более похожей на Вас в детстве?» Через 2 минуты спросите у пациента, “Насколько реальные, сильные или яркие для Вас ощущения в руках по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, которое отмечает испытуемый.)
Контраст между настоящим и воспоминаемым временем помогает усилить фокус внутреннего внимания, любопытства, и позитивного ожидания от самого себя и готовит пациента ко второму этапу творческого исцеляющего эксперимента.
Этап 2: Зарождение, анализ прошлых проблем с целью формирования позитивной мотивации и мобилизации внутренних ресурсов в рамках протокола
Из исходной зеркальной позиции ладоней (первый этап 4-х ступенчатого творческого процесса, в рамках протокола ТПГОИ) попросите пациента очень медленно опускать одну из рук, одновременно просматривая источник и развитие своей проблемы, таким образом фокусируя свое внимание и формируя ожидание получения доступа к тем участкам нервной сети мозга, которые содержат информацию о решении его проблемы, причинах неадаптивного поведения и сознании (Rossi, 2002, 2004, 2007). В этих участках содержатся воспоминания, которые необходимо будет скорректировать, позволяя, таким образом, процессам деятельности, экспрессии генов и пластичности мозга проходить и развиваться в эволюционной и адаптивной манере (Rossi, EricksonKlein & Rossi, 2008).
4. Проблема и противоположность: Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . 100%
Спросите у пациента «Какая рука выражает Ваши переживания (проблему, опасение, симптом), а какая – противоположные ощущения?». Две минуты спустя, задайте вопрос: «Насколько реальны, сильны и ярки Ваши ощущения в руках по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Запишите число, названное пациентом). Запись «процента реальности ощущений» помогает сфокусировать внимание, повысить процент позитивного ожидания и активизировать участки мозга пациента, которые содержат информацию о решении проблем, трудностей и мотивации к поиску творческих способов исцеления на всех уровнях, от сознания до поведения и психофизиологии через активность, экспрессию генов и пластичность мозга.
5. Анализ негативного прошлого опыта: Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . 100%
Скажите пациенту: «Позвольте той руке, в которой сконцентрированы Ваши переживания (проблема, опасение, симптом) начать очень медленно двигаться, самой по себе. В то же самое время позвольте Вашему сознанию наблюдать историю Ваших переживаний (проблемы, опасения, симптома), воспоминания, связанные с ними, чувства, которые они вызывают, с самого момента появления до сегодняшнего дня».
Терапевтическая модель заключается в том, что рука пациента медленно опускается, как показано на рис. 2. Если у пациента начинают проявляться негативные катартические реакции (например, он хмурится или начинает плакать), терапевт может оказать эмоциональную поддержку пациенту, используя эмпатию и косвенные эвристические методы (позитивные одобряющие внушения, Rossi, 2002, 2004; Rossi & Rossi, 2007,), такие как:
«Правильно! Хватит ли Вам мужества,.. чтобы позволить Вашей ладони и руке опускаться самой по себе,… в то время, как Вы наблюдаете за каждым новым воспоминанием, которое у Вас возникает?»
«Позволяя Вашему сознанию наблюдать каждое воспоминание ровно столько, сколько Вам необходимо,.. затем Вы переходите к следующему воспоминанию, которое само по себе «всплывает» в Вашей памяти».
«Совершенно верно! Позвольте себе найти в себе мужество продолжать,.. но только до тех пор, пока у Вас есть такая необходимость… прочувствовать все личные внутренние переживания».
«Именно так! …в то время как другая часть Вас, мудро наблюдает,.. Вы научаетесь заботиться о себе …и ожидаете наилучшего возможного разрешения».
Подобный терапевтический анализ называется «неудача-безопасность»; это означает, что так называемый «провал» на самом деле является просто неумением человека решать свои проблемы адекватным путем. Самый простой способ научить человека понимать, каким образом можно достичь желаемого терапевтического эффекта, — это предоставить ему возможность наблюдать за другими пациентами, которым проводится терапия с помощью протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Подобное наблюдение, которое, например, может проводиться в группе, помогает зеркальным нейронам в мозге пациента приобретать необходимый психосоциальный опыт, который пациент впоследствии смог бы использовать в собственной терапии. Терапевтический анализ переживаний является безопасным методом, так как не представляет собой «повторное переживание травмирующих событий», а позволяет проанализировать прошлый негативный опыт в безопасной среде (Foa, 2008). «Безопасность» метода заключается в том, что негативные воспоминания и эмоции бережно воспроизводятся и тщательно ограничиваются при «извлечении» из подсознания с помощью проецирования на одну руку пациента. На другой руке всегда находится нечто противоположное отрицательному опыту, нечто, что создает баланс (предполагаемые позитивные внутренние ресурсы человека, которые активизируются при прохождении этапа 4: исследование проблемы и ее противоположности). Когда «проблемная» рука, наконец, опускается до уровня бедра, психотерапевт должен спросить пациента «Насколько теперь реальны, сильны и ярки ощущения по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Терапевт записывает число, названное пациентом).
Теперь психотерапевт должен помочь пациенту перейти на ступень 3 творческого процесса при помощи слов: «Замечательно… Вы отлично справились,… теперь Вы можете быть готовы к устранению Вашей проблемы (переживания, опасения или симптома)».
Этап 3: Вдохновение, содействие творческому процессу воспроизведения генов и сознания
На этом этапе человек переживает ощущения, близкие к озарению (знаменитый выкрик «Ага!» или «Эврика!»), описания которых можно найти в древних и современных литературных источниках, а также работах по нейронауке (Ehrenberg, 2010) (см. рис. 3). Обычно считается, что творческое озарение, разрешение проблем и исцеление – это спонтанные процессы. Пациенты испытывают удивление и радость, когда у них возникает творческая идея. Многие люди не считают свою собственную уникальность важным фактором, так как никогда раньше не обращались к ней. На данном этапе задача психотерапевта – помочь пациенту осознать и принять ценность ощущения «новизны» и творчества, которое возникает спонтанно и неожиданно. Зачастую на этой стадии у пациента появляются возможные способы решения проблемы, однако он может посчитать их бессмысленными, потому что не сталкивался с ними раньше. Психотерапевт, в свою очередь, должен поддержать их!
6. Позитивная реальность настоящего и будущего: Реальность % 0%. . 50% . . . 100%
Использование эвристических методов помогает человеку испытать необычный Нуминозно-нейрогенный эффект. Новизна протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» заключается в том, что данный эксперимент может стимулировать у пациента нуминоз (высоко мотивированное состояние сосредоточенного внимания, позитивное ожидание, изумление и концентрация), который пробуждает процессы деятельности, экспрессии генов и пластичности мозга (Atkinson et al., 2010; Rossi, 2002, 2004, 2007; Rossi et al., 2008). Психотерапевт продолжает управлять поведением пациента, медленно опуская другую руку, как показано на рисунке 1с., сопровождая свои действия словами:
«Теперь позвольте Вашей руке медленно опуститься. По мере движения руки у Вас могут появиться новые возможности для решения Вашей проблемы… Начинает ли Ваша рука медленно опускаться по мере того, как Вы испытываете нечто новое?.. Исследуйте все Ваши надежды, самые интересные и удивительные возможности исцеления и улучшения самочувствия… Подумайте о наиболее волнующих и захватывающих событиях в Вашей жизни… Создайте вокруг себя самый лучший из возможных миров, наслаждайтесь собой и своими мечтами!»
Эта тонкая грань перехода от трудностей и анализа прошлых проблем на этапе 2 к новым, приносящим радость возможностям на стадии 3 можно проследить по легким изменениям выражения лица пациента. Внимательно следите за переходом от негативных эмоций, стресса, грусти и конфликта (на этапе 2) к выражению поиска и ожидания, которое обычно сопровождается легкой улыбкой или даже коротким смешком. Иногда признаками перехода на стадию 3 могут быть другие поведенческие симптомы, сигнализирующие об ощущении положительных ожиданий и наслаждения: спонтанный утвердительный кивок головы, покачивание или поглаживание самого себя. Теперь психотерапевту следует поддержать эти положительные изменения, используя косвенные процессуальные внушения, такие как:
«Вы сейчас ожидаете чего-то приятного и неожиданного?.. Что из того, что Вы ожидаете, является наиболее интересным и важным для Вас?»
«Просто допускайте и продолжайте исследовать источник Вашей силы, который поможет Вам справиться с проблемой»
«Да, понимая ценность этого, настолько полно, насколько Вам необходимо, пока Вы продолжаете проявлять заботу о себе, Ваша рука может в конечном итоге расположиться на Вашем колене».
Когда рука пациента, наконец, опустится на бедро, психотерапевту рекомендуется задать вопрос: «Насколько реальны, сильны и ярки Ваши новые позитивные возможности и чувства, что Вы можете изменить свою жизнь, по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Терапевт записывает число, названное пациентом).
Далее следует помочь пациенту совершить переход от этапа 3 к этапу 4, используя фразу: «Замечательно! Можете поздравить себя с прекрасно проделанной работой! Теперь Вы можете подготовиться к устранению Вашей проблемы (переживания, опасения или симптома).
Этап 4: Интеграция, Навыки самопомощи и проверка реальности
Психотерапевт оптимизирует Этап 4 (см. рис.4) следующими способами: (1) проведение дискуссии после процедуры для оценки опыта пациента, (2) помощь пациенту преобразовать симптомы в сигналы, а психологические проблемы в ресурсы. Для облегчения перехода на стадию 4 используйте следующие косвенные внушения (Rossi, 2002, глава 9):
«Когда… (пауза)
1. Часть Вас знает, что может продолжать творческую работу полностью самостоятельно в любое удобное для Вас время [пауза].
2. И когда Ваш сознательный ум это услышит, он поможет Вам определить нужный момент для того чтобы «включиться» [пауза]. Можете ли Вы почувствовать, что этот сигнал, означает, что пришло время потянуться, открыть глаза и придти в полное ясное сознание. Теперь Вы можете обсудить каким образом Вы можете использовать Ваш опыт, чтобы помочь себе и окружающим в повседневной жизни?
«Удобное для Вас время» и «нужный момент, чтобы включиться» определяются ультрадианными ритмами, которые являются частью Основного цикла деятельности и отдыха, который повторяется каждые 90-120 минут в течение суток. Скрытые эвристические методы позволяют людям «запрограммировать» свой организм на повышение генной экспрессии, пластичности мозга и самоисцеления в «наиболее подходящее время» в период циркадианного цикла. Психотерапевт может использовать скрытые эвристические мемы для оптимизации эволюционных, адаптивных и конструктивных аспектов деятельности сознания пациента, которые направлены на заботу о себе и окружающих (Rossi, Erickson-Klein, Rossi, 2008):
«Остались ли у Вас какие либо впечатления, которыми Вы хотели бы поделиться?»
«Какие новые удивительные и неожиданные ощущения, появились у Вас?»
«Что было для Вас наиболее значимым, что могло бы изменить Вашу жизнь?»
«Насколько часто Вы будете напоминать себе повторить терапию в течение дня?»
«К чему Вы пришли после терапии?»
«Как этот опыт изменит Вашу жизнь?»
«Что Вы будете делать, чтобы Ваша жизнь изменилась?»
Способом оценки терапевтического прогресса, разрешения проблемы и исцеления является шкала состояния пациента до и после применения протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».
Повторение терапии при необходимости: если уровень снижения стресса и симптомов составил менее 50%, продолжите терапию словами «Если Вы чувствуете, что способны на еще один творческий опыт прямо сейчас, который позволит Вам достичь более удовлетворительного состояния, тогда, пожалуйста, закройте глаза на несколько секунд. Это поможет Вам получить все необходимое на данном этапе».
Если снижение уровня стресса или симптомов и после 2 или 3 попыток снижается менее чем на 50%, подбодрите пациента: «Вы знаете, что Ваше тело и сознание живут по законам ультрадианного цикла. Самоисцеление и разрешение проблем в естественном цикле происходит примерно каждые 2 часа в течение суток, даже ночью, во время сна. Прислушайтесь к себе, и, возможно, Вы заметите, что улучшение самочувствия и исцеление происходит само по себе».
Финальный уровень стресса и симптома (0% лучший результат)_______
Уверенность (100% лучший результат)_________
7. Позитивные внутренние изменения: 0%, 100%; позитивные внушения самому себе: 0%, 100%
Данная стадия соответствует четвертому этапу творческого процесса, на которой у пациента появляется возможность оценить значение озарения, полученного на этапе 3, и задуматься над тем, как реальность будет «тестировать» его сейчас и в будущем. Шкала «Внутренние изменения 0% — 100%» определяет степень готовности человека понять и принять изменения его собственного мышления, эмоций и поведения.
Шкала «Рекомендации самому себе 0% — 100%» означает степень (%), с которой пациент готов предоставить самому себе позитивные и удовлетворяющие его ответы.
Субъективный расчет времени (мин.): 0-5, 6-10, 11-20, 21-30, 31-40, 51-60+
Немедленно после эксперимента (после завершения этапа 4, когда пациент открывает глаза, хотя обычно его не просят даже их закрывать), пациенту задается вопрос (при этом он не должен смотреть на часы), сколько, по его ощущениям, прошло времени с начала терапии. Это Субъективное приблизительное время пациента рассчитывается в минутах.
Реальное время (мин): 0-5, 6-10, 11-20, 21-30, 31-40, 51-60+
Это фактическое время, которое заняла терапия – психотерапевт должен его зафиксировать.
9. Ментальная погруженность: (Реальное время/Субъективное время)*100 = ________%
Психотерапевту необходимо рассчитать уровень психической погруженности пациента с помощью «несоответствия времени», что с недавнего времени считается надежным показателем позитивного вовлечения в процесс и положительных ожиданий, которые являются характеристиками творческого и терапевтического мышления (Naish, 2007). Например, терапия по протоколу «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» в реальности проводилась 20 минут (по часам психотерапевта). Сразу после завершения терапии (к примеру, когда пациент открывает глаза, потягивается, меняет позу) психотерапевт задает вопрос: «Как долго, по-Вашему, длилась терапия (транс, гипноз, медитация и т.д.)?» Пациент отвечает: «Около 5 минут». Производим расчет: 20 минут делим на 5 минут и умножаем на 100, получаем в ответе 400%. Фраза «психическое погружение — 400%» может показаться странной, однако этот показатель отражает степень сфокусированности и активности пациента в процессе терапии в рамках протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Мы интерпретируем данный показатель теста, как способность человека погружаться в терапию настолько глубоко, что он «теряет чувство времени» и не может правильно определить длительность терапии. Это состояние крайне типично для ситуаций, когда человек занимается творческими, важными и высоко мотивирующими видами деятельности, что, в свою очередь, «запускает» процессы генной экспрессии и пластичности мозга для исцеления и разрешения проблем на молекулярном, геномном и нейронном уровнях.
10. Уровень снижения стресса: (Уровень стресса до терапии/Уровень стресса после терапии)*100=_________%
Психотерапевт спрашивает у пациента, насколько отличается выраженность стресса (или симптомов) после терапии по сравнению с ощущениями до ее начала. Подсчет снижения стресса осуществляется по указанной выше формуле. Например, до начала терапии пациент оценивал уровень стресса в 90%, после ее завершения процент снизился до 10%. Расчет: 90%/10% = 0,9/0,10 = 9 * 100 = снижение стресса на 90%.
11. Удивление: 0% … 100%.
Попросите пациента оценить, на сколько процентов по шкале от 0% до 100% их удивлял каждый аспект терапевтического опыта. Данные в области нейронауки подтверждают, что чувство удивления, новизны и творчества активизируют процессы генной экспрессии и пластичности мозга, что и является молекулярно-геномной основой протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления», а также психотерапии и реабилитации в целом, процессы которые нам хотелось бы оценивать и упростить с помощью данной шкалы.
12. Уверенность: 0% … 100%.
Попросите пациента оценить по шкале от 0% до 100%, насколько он уверен в ценности полученного терапевтического опыта для решения проблем и устранения симптомов, а также методов самоисцеления, с которыми он познакомился в процессе терапии. Психотерапевту следует записывать любые переживания пациента, связанные с радостными, удивительными, неожиданными и позитивными аспектами терапии. Эти спонтанные проявления творческого опыта исцеления, особенно те, которые возникли на этапе 3 и 4, представляют большую ценность для дальнейшего закрепления положительных результатов психотерапевтом.
Образование: Начальное Средняя школа Колледж Высшее Докторская степень
Возраст: 0-9 10-19 21-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70-79+
Пол: М Ж
Продолжительность ночного сна: 1час 2 часа 3 часа 4 часа 5 часов 6 часов 7 часов 8 часов 9 часов 10 часов 11 часов 12 часов+
Сны: 1 2 3 4 5 6 7 дни/неделя. Расчет сна за ночь______
Комментарии:
Комментариями пациента могут быть признаки выражения счастья, изумления или удивления, все позитивные аспекты эксперимента записываются терапевтом. Эти спонтанные проявления испытуемого, особенно между этапами 3 и 4, заслуживают внимания для дальнейших наблюдений психотерапевта.
Открытое приглашение к участию в исследовании: творческий психосоциальный геномный опыт исцеления
Развитие творческого мышления: научное обоснование для исследования проблемы «противоположностей» в протоколе «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».
Исследование проблемы противоположностей для формирования нового сознания и индивидуальности, исцеления, а также разрешения конфликтов при помощи протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» имеет богатую, но пока еще малоизученную историю. Интерес к этой проблеме возник еще в древневосточной и западной философии и актуален по сей день в областях нейронауки и компьютерных технологий. Далее нами будут кратко описаны основные этапы изучения этого вопроса, которые помогут лучше понять научное обоснование протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».
Самые первые сведения о роли принципа противоположностей в формировании нового сознания относятся еще к 7 веку до н.э. Они принадлежат китайскому философу Лао Цзы [Lao Tzu (Zi)], автору «Дао Дэ Цзин» [Tao Te Ching] (Wilhelm, 1990).
«Лао Цзы приводит интересные данные своих собственных наблюдений из «Книги перемен» [Book of Changes], он утверждает, что одна вещь создает две, две порождают три, а из трех появляется все остальное. Таким образом, он раскрывает и развивает идею взаимодополнения противоположностей. Похожие идеи можно встретить и в более современных источниках, например, в диалектике Гегеля. Она строится на трех понятиях: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез, который на следующей ступени рассуждения сам становится тезисом, «отправным пунктом» — этот подход очень схож с философией Лао Цзы. Двумя основополагающими элементами, на которых строится третий – Мир, являются Небо и Земля, «янь» (светлая сила) и «инь» (темная сила), положительное и отрицательное, пространство и время – иными словами, это противоположности, которые являются основой существования мира» (стр. 73-74).
Примеры развития идеи противоположностей как ключевой в строении мира можно обнаружить в одной из новых работ Мелани Митчелл [Melanie Mitchell] (2009) «Наука о сложности» [Complexity], где она описывает процесс создания компьютерной программы, чтобы охарактеризовать роль противоположностей в появлении новых аналогий, метафор, смысла и значений.
«Когнитивист Дуглас Хофштадтер [Douglas Hofstadter] в своей книге «Гёдель, Эшер, Бах» [Gödel, Escher, Bach] проводит аналогию между колонией муравьев и мозгом: и то, и другое является сложной системой, в которой простые элементы с ограниченной коммуникацией способны образовывать сложные и многоуровневые связи. В человеческом мозге этими простыми элементами являются нейроны. Кроме нейронов, мозг состоит из большого количества других клеток разного типа, однако большинство ученых считают, что именно нейроны и взаимодействие между их различными группами создает восприятие, мысли, ощущения, сознание и другие важные виды деятельности мозга. Никто точно не знает, каким образом сообщества социальных биологических типов – будь то муравьи, термиты или люди – организуют совместную деятельность для построения структур, которые способствуют выживанию всего сообщества. Не менее загадочно и то, как работает иммунная система при борьбе с заболеваниями; как группа клеток формируется в орган, например, глаз или мозг; как индивидуальные работники экономической сферы, каждый из которых трудится исключительно ради собственной выгоды, образуют сложную и структурированную рыночную систему, а также, каким образом те явления, которые мы называем «разум» и «сознание» появляются из неразумных, бессознательных материальных субстанций» (стр. 4-6).
М. Митчелл приводит рассуждения предыдущих поколений ученых о том, что в процессе естественной эволюции наши гены были случайным образом «слеплены» между собой, образуя подобие «молекулярной машины Руба Голдберга». Она представляет «противоречивую теорию»: наиболее органичный порядок, формирующийся в процессе онтогенеза, является спонтанным, естественным отображением потрясающей самоорганизации, которая существует в сложных регулируемых системах. Самый продуктивный порядок возникает сам по себе».
Стюарт Кауффман [Stuart Kauffman] (1993) внес предположение о том, что столь сложной системе регуляции генов свойственна тенденция к еще большему усложнению, в результате чего возникают когнитивно-поведенческие элементы человеческого опыта, такие как искусство, красота и истина. Считается, что посредником взаимосвязи между системой регуляции генов и когнитивно-поведенческими уровнями человеческого сознания является микроРНК. Например, данные современных исследований в области эпигенетики свидетельствуют о том, что ген FOXP2, ответственный за человеческую речь, играет также значительную роль в изучении пения птиц (Balter, 2010). Д-р Клейтон [Clayton], один из специалистов, принимающих участие в исследовании, считает, что «впервые доказана связь микроРНК и мыслительных процессов» (Saey, 2010; Kim et al.,2010; Warren, Clayton, et al., 2010). Эти исследования ведут нас к мысли о том, что дальнейшие исследования протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» смогут подтвердить, каким образом четырехступенчатая система творческого процесса может улучшить и оптимизировать модель регуляции генов с помощью микроРНК, которая является основой стресса, здоровья и хорошего самочувствия (Atkinson et al., 2020; Rossi, 2002, 2004, 2007; Rossi, Vyas et al., 2010).
Так как в нашем первом «пилотном» исследовании (Atkinson et al., 2010; Rossi, Iannotti et al. 2008; Rossi, Vyas et al., 2010) участвовало всего три субъекта, необходимо повторить его в более широкой группе испытуемых (около 30) и с применением большего числа диагностических категорий. Все три участника исследования, обладавшие высокой восприимчивостью к гипнозу, имели ученые степени и были отобраны в университетской среде одним из соавторов исследования (Iannotti) на базе Общего Психиатрического Анализа [General Psychiatric Evaluation], Многопрофильного личностного опросника Минесоты [The Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI-2)], Шкалы внутреннего погружения Теллегена [The Tellegen Absorption Scale (TSA)] (который в значительной степени соотносится со Стандартной шкалой восприимчивости к гипнозу [Standard Scales of Hypnotic Susceptibility]), а также Опросника по духовному интеллекту для самостоятельного заполнения [Spiritual Intelligence Self Report Inventory] (высокие баллы по SISRI-24 показывают большой опыт, связанный с критическим экзистенциальным мышлением, формированием индивидуальных значений, пониманием трансцендентных явлений и расширением сознания). Результаты тестов всех испытуемых находились в пределах нормы, у них не было выявлено никаких психических патологий по шкале MMPI-2. Все они приняли добровольное участие в исследовании протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» и отнеслись к нему с энтузиазмом, результатом чего стало улучшение показателей направленного внимания, положительных ожиданий, признательности, удивления и хорошее терапевтическое самочувствие.
Полноценное описание процесса исследования, сбор образцов и анализ ДНК-микрочипов вы можете найти в Rossi, Iannotti et al. 2008. Вкратце, процесс исследования заключался в следующем: у испытуемых были взяты образцы крови непосредственно перед сеансом терапевтического гипноза в рамках протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления», 1 час спустя и 24 часа спустя (Rossi, 2004). Из лейкоцитов была извлечена РНК, затем она была подсчитана и очищена. Приблизительно 2,5 μg очищенной РНК было доставлено в Службу MicroCRIBI (Университет Падовы, Италия) для анализа микрочипов. Служба MicroCRIBI провела анализ микрочипов на 21 329-70mer олигонуклеотидах (версия Operon 2.0). В каждом из образцов 1,0 μg из общего объема РНК было подвергнуто обратной транскрипции и помечено флюорофорами Cy3 и Cy5 для двухканального сканирования. Флюорофорные пометки «контрольной» (до начала сеанса гипноза) и «испытуемой» (спустя 1 и 24 часа после сеанса) групп РНК были сделаны для контроля и избежания ошибок. Сканирование микрочипов осуществлялось двухканальным конфокальным сканером микрочипов (ScanArray# Lite, Perkin Elmer,USA) с использованием специализированного программного обеспечения (ScanArray Express 3.0.0.,Perkin Elmer).
В таблице 1 представлены некоторые сходства и различия между шкалой восприимчивости к гипнозу Стэнфорда [Stanford Hypnotic Susceptibility Scales (SHSS)] (Hilgard, 1965, Таблица 96, стр. 402), которая основывается на определении патологического разрушения ассоциативных связей, и протоколом «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления», который сосредоточен на идеопластических процессах экспрессии генов и пластичности мозга.
Таблица 1: Сравненительная характеристика между классической Стэнфордской шкалой восприимчивости к гипнозу (SSHS) и идеопластическим протоколом «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» (CPGHE)
Классический гипноз | Психосоциальная геномика |
Агнозия (незнание) | 4 ступени творчества |
Амнезия | Улучшение памяти |
Нарушение чувства времени | Уплотнение времени |
(+) галлюцинации | Идео-сенсорная передача сигнала |
(-) галлюцинации | Идео-моторная передача сигнала |
Сны и регрессия | Сны и сознание |
Потеря самоконтроля | Расширение своих возможностей |
Постгипнотическое внушение | Самомотивация |
В таблице 1 представлены различия между SSHS и CPGHE, которые обращают наше внимание на ряд гипотез, позволяющих определить, какой тип эпигенетических творческих психосоциальных геномных исследований требуется в данный момент. Стандартные способы измерения эффективности гипноза (такие как SSHS и другие) основаны на принципах классической популяционной генетики Фишера, Хелдейна и Райта [Fischer, Haldane, and Wright], которые предоставляли математическое описание динамики законов наследования Менделя и естественного отбора в нескольких поколениях (Mitchell,
2009). Эти принципы значительно отличаются от динамики эпигенетики, функциональной геномики и современной теории сложности (Mitchell, 2009), которые предоставляют исследовательскую базу для понимания того, каким образом осуществляется исцеление тела и разума в реальном времени при помощи идеопластических процессов экспрессии генов в рамках протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Теоретические и прикладные аспекты и SSHS, и CPGHE в одинаковой степени эффективны в психотерапевтической практике, однако у них есть различия, которые представлены ниже:
• Классические шкалы оценки восприимчивости к гипнозу построены таким образом, что «высокая восприимчивость» проявляется только у 5-7% населения. Таким образом, только для 5-7% населения терапевтический гипноз будет потенциально эффективен. Однако по нашему мнению, соответствующая психологическая подготовка и обучение помогут любому пациенту набрать высокое количество баллов по протоколу CPGHE. Следовательно, наш протокол будет полезен для оптимизации транслируемых исследований и клинической практики терапевтического гипноза, психотерапии, медитации и консультирования.
• Исследования эффектов необходимой подготовки пациентов, повышающих результаты по классической шкале гипнотической восприимчивости, не показывали высоких результатов. В связи с тем, что люди неспособны изменить свою восприимчивость к гипнозу, эта характеристика была определена как «врожденная черта», которую можно описать с помощью методов классической популяционной генетики (см., например, Lichtenberg et al., 2002, 2004; Szekely et al., 2010). Это означает, что, по данным SHSS, большинство пациентов не могут улучшать свои способности к самоисцелению и психотерапевтические навыки.
• В противоположность исследованиям SHSS в области нейронауки и психологии, CPGHE демонстрирует — все люди высоко восприимчивы к психосоциальной возможности получения знаний, которые помогают улучшить психотерапевтические навыки и самочувствие. Жизнь в обществе активизирует экспрессию генов, базирующихся на человеческом опыте (Ganguly-Fitzgerald et al. 2006). CPGHE — показатель эпигенетики (Atkinson et al., 2010), который определяет непосредственное естественное воздействие когнитивно-поведенческого и психосоциального опыта на деятельность и экспрессию генов. Этот подход резко отличается от SHSS, который определяет восприимчивость к гипнозу как врожденную черту, которая описывается с помощью классической популяционной генетики.
Опыт протокола CPGHE показывает, что большинство людей способны улучшить свои показатели в случаях, (a) они получают четкие, положительные инструкции с иллюстрациями, которые показывают на примере как работает четырехступенчатая система творческого процесса; (б) им предоставляются оптимальные возможности для применения CPGHE, а также возможности делиться своим опытом в психотерапевтических группах; (c) когда сохраняется личная информация и конфиденциальность во время процесса, когда человек делится опытом, полученным в ходе исследования.
По нашему предположению, для улучшения творческого и терапевтического опыта протокола CPGHE необходимо использовать психосоциальное обучение в положительных, конструктивных, неконкурентных группах.
• Мы считаем, что при помощи протокола CPGHE люди могут научиться помогать себе, используя четырехступенчатую систему творческого процесса в повседневной жизни, а также в различных учебных, артистических, научных и терапевтических ситуациях на всех уровнях — от психического до генного.
• Мы также полагаем, что количество набранных баллов и реакция на гипноз по протоколу CPGHE могут быть связаны с уникальным для каждого человека профилем деятельности и экспрессией генов, базирующейся на опыте человека (оценивается по данным микрочипов ДНК и микроРНК), а также пластичностью мозга (измеряется с использованием функциональной МРТ). Оценка показателей ДНК-микрочипов для терапевтических целей может осуществляться при помощи компьютерной программы «Анализ обогащения генного набора» [The Gene Set Enrichment Analysis (GSEA)], которая находится в свободном доступе в сети Интернет.
• Характеристики классического гипноза (по определению шкалы SSHS) в таблице 1 ассоциируются с такими нежелательными состояниями, как агнозия (незнание) и патология (амнезия, галлюцинации, регрессия, потеря самоконтроля), которые являются типичными симптомами психических расстройств. В противоположность этому, характеристики гипноза по протоколу CPGHE, соотносятся с позитивными, творческими идеопластическими процессами психологической гибкости, изобретательности, самопомощи, а также исцеления ума и тела (Atkinson et al., 2010; Rossi, Vyas, et al. 2010; Rossi et al., 2011, in press; Wetterstrand, 1902). Возможно, по этой причине в течение последних двух поколений исследователи и специалисты были скептически настроены по отношению к ценности и достоверности гипнотерапии в качестве метода введения человека в «транс, подобный сну» и программирования его на определенные мысли и действия. Считалось, что после гипноза человек становится психологически уязвимым и «похожим на робота».
• Исторически техника классического гипноза воспринималась как отрицательный и даже вредоносный процесс «программирования, манипуляции, контроля сознания и поведения». Это привело к тому, что на сегодняшний день классические шкалы гипноза (такие как SHSS) практически недоступны, возможно, из-за страха ответственности за их неправильное использование. В то же время использование протокола CPGHE способствует течению позитивных и творческих деятельностных идеопластических процессов, что соответствует неврологическому определению «экспрессии генов, зависимых от опыта, и пластичности мозга». Нам кажется, что творческий идеопластический опыт будет в большей степени соотноситься с современными практиками исцеления тела и разума, реабилитации и терапевтического гипноза, а потому будет с бóльшим энтузиазмом принят в обществе.
Для оценки достоверности и надежности метода CPGHE потребуются дальнейшие исследования с использованием классических статистических методов, применяемых для стандартизации любой психологической шкалы, а также анализа заданий [tem analysis], анализа факторов [factor analysis] и других. Например, необходимо более подробно проработать механизм опроса пациентов об их предыдущих опытах в такой форме, которая не отвлекала бы их от внутреннего творческого процесса. Необходимо также изучить различия в лингвистических характеристиках протокола при использовании его для индивидуальной и групповой терапии. Принципы оптимизации творческого подхода к облегчению деятельности, генной экспрессии и пластичности мозга представлены в главе 9: «Взаимодействие с генами: психосоциальная и культурная геномика терапевтического гипноза и психотерапии» [“A Discourse with Our Genes: The Psychosocial and Cultural Genomics of Therapeutic Hypnosis and Psychotherapy”] (глава 9, Rossi, 2004). Более подробную информацию о теоретических и прикладных аспектах нашей новой геномной концепции психотерапии, а также коммуникации между генами и сознанием, можно найти в работах Э. Росси (2002, 2004, 2007; Rossi, Vyas, et al., 2010).
Самоорганизующиеся карты взаимодействия между генами и сознанием в протоколе «Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления»
По нашему предположению, субъективный опыт, который оценивается с помощью протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления», при внесении в матрицу экспрессии генов (по данным, полученным с помощью ДНК-микрочипов) будет полезен для составления Карт тепла [Heat Maps] и Самоорганизующихся карт взаимодействия между генами и сознанием [Self-Organizing Mind-Gene Maps], которые рисуют картину взаимодействия тела и сознания через эпигенетику сетей регуляции генов (Geschwind & Konopka, 2009; Petronis, 2010; Mitchell, 2009). Баллы по 12 пунктам нашей шкалы можно использовать в сочетании с результатами Шкалы внутреннего погружения Теллегена, Стэнфордской и Гарвардской шкал восприимчивости к гипнозу, многофазного личностного опросника Минессоты 2, Опросника по духовному интеллекту для самостоятельного заполнения (SISRI) (http://www.dbking.net/spiritualintelligence/sisri.htm) — и некоторых других – для составления стандартных форм ввода данных в матрицу генной экспрессии пациента. Результаты психологических тестов и матрицы генной экспрессии полезны для оформления Карт тепла и Самоорганизующихся геномных/психологических карт. Визуализация карт взаимодействия генов и сознания могла бы обеспечить понимание теорий, исследований и практик в психосоциальной геномике (Dusek et al. 2008; Eisen et al., 1998; Jiang, et al. 2004; Kim, 2008; Kustra et al., 2006; Mahony, et al., 2004; Rossi et al. 2008). В данный момент исследуется использование ДНК-микрочипов (Rossi, 2005/2006) и компьютерных программ по биоинформатике (таких как GSEA (http://www.broadinstitute.org/gsea/) или DAVID (http://david.abcc.ncifcrf.gov/)) для разъяснения протокола «Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления». Данные исследований показывают, что использование протокола: (1) уменьшает хроническое дисфункциональное воспаление (связанное с хроническими болями и несвоевременным лечением); (2) снижает оксидавтивный стресс (развивающийся в результате различных хронических состояний, а также процесса старения); (3) повышает «молекулярную идентификацию стволовых клеток» (возможно, из-за активизации деятельности стволовых клеток во всем теле). Мы считаем, что названные молекулярно-геномные процессы, а также некоторые другие, для выявления которых потребуются дальнейшие исследования, впоследствии сформируют так называемую «Реакцию на творческое психосоциальное геномное исцеление».
Исследования помогут также определить, не является ли эффект использования протокола на молекулярно-геномном уровне сходным с эффектом плацебо (Benedetti, 2008). Данные протокола соответствуют исследованиям о влиянии терапевтического гипноза (Ультрадианный ответ на исцеление [the Ultradian Healing Response]) и медитации (Реакция на релаксацию [the Relaxation Response]) на снижение стресса и исцеление на молекулярно-геномном уровне Dusek et al., 2008; Rossi, 2002, 2004, 2007; Rossi, Iannotti et al., 2008; Yehuda et al., 2009). Дальнейшие исследования помогут подтвердить описанные терапевтические эффекты напрямую, используя показатели маркеров воспаления и оксидативного стресса (например, 5-эктонуклеотидазы [NT]) у испытуемых, как описано в работах Blake-Mortimer и соавторов (1996, 1998, 2000). Поэтому мы хотели бы пригласить группы специалистов принять участие в стандартизации и документировании терапевтической ценности протокола «Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления» на всех уровнях, от когнитивно-поведенческого до молекулярно-геномного.
Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления (Классификация и оценка)
Начало эксперимента_____ч.мин Начальный уровень стресса______0%…100%
Доступ к ресурсам:
1. Теплее – Холоднее 0%…100% 2. Сильнее – Слабее 0%…100%
Подключение эмоциональных проблем:
3. Ребенок – Взрослый 0%…100% 4. Проблема – Решение 0%…100%
Творческое проигрывание:
5. Пересмотр негативного опыта 0%…100% 6. Позитивное настоящее и
будущее 0%…100%
Интеграция:
7. Позитивное изменение себя 0%…100% 8. Позитивная само-мотивация 0%…100%
Реальное время (мин.): 0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-40 41-50 51-60 61+
Субъективное время (мин.): 0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-40 41-50 51-61 61+
9. Задействование психики: Реальное время/Расчетное времяХ100=______%
10. Снижение стресса: Начальный уровень/Финальный уровеньХ100=______%
11. Удивление: 0%…100% 12. Уверенность: 0%…100%
Образование: Начальное Средняя школа Колледж Высшее Докторская степень
Возраст: 0-9 10-19 21-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70-79+
Пол: М Ж
Продолжительность ночного сна: 1час 2 часа 3 часа 4 часа 5 часов 6 часов 7 часов 8 часов 9 часов 10 часов 11 часов 12 часов+
Сны: 1 2 3 4 5 6 7 дни/неделя. Расчет сна за ночь______
Литература
Akil, H., Brenner, S., Kandel, E., Kendler, K., King, M., Scolnick, E., Watson, J., Zoghbi, H. (2010). The future of psychiatric research: Genomes and Neural Circuits. Science, 327, 1580-1581.
Atkinson, D., Iannotti, S., Cozzolino, M., Castiglione, S., Cicatelli, A., Vyas, B., Mortimer, J., Hill, R., Chovanec, E., Chiamberlando, A., Cuadros, J., Virot, C., Kerouac, M., Kallfass, T., Krippner, S., Frederick, C., Gregory, B., Shaffran, M., Bullock, M., Soleimany, E., Rossi, A., Rossi, K., Rossi, E., (2010). A new bioinformatics paradigm for the theory, research, and practice of therapeutic hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 53 (1), 27-45. Reprinted in: Rossi, E., Erickson-Klein, R., & Rossi, K. (2011). The Collected Works of Milton H. Erickson, M.D. Vol. 7: Chapter 30: A new bioinformatics paradigm for the theory, research, and practice of therapeutic hypnosis.
Atkinson, D., Salvatore Iannotti, Mauro Cozzolino, Stefano Castiglione, Angela
Cicatelli, Kathryn Rossi, and Ernest Rossi, (2010, In Submission). A bioinformatic analysis of the molecular-genomic signature of therapeutic hypnosis. Psychiatric Research.
Balter, M. (2010). Animal communication helps reveal roots of language.Science, 328, 969-971.
Benedetti, F. (2008). Placebo Effects: Understanding the mechanisms in health and disease. New York: Oxford University Press.
Blake-Mortimer, J., Winefield, A., & Chalmers, A. (1996). The relationship between psychological stress and lymphocytic 5′-ectonucleotidase during stress. International Journal of Stress Management, 3, 189-207.
Blake-Mortimer, J., Winefield, A., & Chalmers. A. (1998). Evidence for free radical mediated reduction of lymphocytic 5′-ectonucleotidase during stress. International Journal of Stress Management, 5, 57-75.
Chalmers, A., Blake-Mortimer, J., & Winefield, A. (2000). Lymphocytic 5′ ectonucleotidase, an indicator of oxidative stress in humans. Redox Report, 5, 89-91. Dusek J., Hasan H., Wohlhueter A., Bhasin M., Zerbini L., Joseph M., Benson H.,
Libermann T. (2008). Genomic Counter-Stress Changes Induced by the Relaxation Response. (2008). PLoS ONE, 3(7): e2576. doi:10.1371/journal.pone. 0002576.
Ehrenberg, R. (2010). Eureka! Brain makes leaps. Science News, 177(12), 9.
Eisen, M., Spellman, P., Brown, P. & Botstein, D. (1998). Cluster analysis and display of genome-wide expression patterns. Proceedings of the National Academy of Science, 95, 14863-14868.
Foa, E., Cohen, J., Keane, T., Friedman, M. (2008). Effective Treatments for PTSD: Practice Guidelines from the International Society for Traumatic Stress Studies. N.Y.: Guilford.
Ganguly-Fitzgerald, I., Donlea, J., Shaw, P. (2006). Waking Experience Affects
Sleep Need in Drosophila. Science, 313, 1775-1781.
Geschwind, D. & Konopka, G. (2009). Neuroscience in the era of functional genomics and systems biology. Nature, 461, 908-915.
Hilgard, E. (1965). Hypnotic Susceptibility. N.Y.: Harcourt, Brace & World.
Insel, T. (2009). Disruptive insights in psychiatry: Transforming a clinical discipline. Journal of Clinical Investigation, 119 (4), 700-705.
Insel, T. (2010). Faulty circuits. Scientific American, 302 (4), 44-51.
Jiang, D. Chun Tang, C., & Zhang, A. (2004). Cluster analysis for gene expression data: a survey. Knowledge and Data Engineering, IEEE Transactions, 16(11), 1370-1386.
Jung, C. (1923). Psychological Types. N.Y.: Pantheon.
Jung, C. (1963). Mysterium Coniunctionis: An Inquiry into the Separation and Synthesis of Psychic Opposites in Alchemy. N.Y: Pantheon.
Kauffman, S. (1993). The origins of order. N.Y.: Oxford University Press.
Kim, C. (2008). Self-Organizing Maps with Statistical Phase Synchronization
(SOMPS) for Analyzing Cell Cycle-Specific Gene Expression Data.
Statistical Applications in Genetics and Molecular Biology: Vol. 7 : Iss. 1,
Article 1. http://www.bepress.com/sagmb/vol7/iss1/art1.
Kim, T., Hemberg, M. et al. (2010). Widespread transcription at neuronal activity-regulated enhancers. Nature, 465, 182-187.
Kustra, R., Shioda, R. and Zhu. M. (2006). A factor analysis model for functional genomics. BMC Bioinformatics, 7:216 doi:10.1186/1471-2105-7- 206.
Lichtenberg, P., Bachner-Melman, R., Gritsenko, I., Ebstein, R. (2000).Exploratory association study between catechol-O-methyltransferase (COMT) high/low enzyme activity polymorphism and hypnotizability. American J. Medical Genetics, 96, 771-774.
Lichtenberg, P., Bachner-Melman, R., Ebstein R., Crawford., H. (2004). Hypnotic susceptibility: multidimensional relationships with Cloninger’s Tridimensional Personality Questionnaire, COMT polymorphisms, absorption, and attentional characteristics. International Journal Clinical of Experimental Hypnosis, 52, 47-72.
Lloyd, D & Rossi, E (Eds.) (1992). Ultradian Rhythms in Life Processes: An Inquiry into Fundamental Principles of Chronobiology and Psychobiology.
NY: Springer-Verlag.
Lloyd, D & Rossi, E (Eds.) (2008, In Press). Ultradian Rhythms From Molecules to Mind: A New Vision of Life. NY: Springer.
Luco, R., Pan, Q., Tominaga, K., Blencowe, B., Pereira-Smith, O., Misteli, T. (2010). Regulation of alternative splicing by histone modifications. Science, 327, 996-1000.
Mahony, S., McInerney, J. , Smith, T., & Golden, A. (2004). Gene prediction using the Self-Organizing Map: automatic generation of multiple gene models. BMC Bioinformatics, 5:23doi:10.1186/1471-2105-5-23.
Mitchell, M. (2009). Complexity: A guided tour. N.Y.: Oxford University Press. Naish, P. (2007). Time distortion, and the nature of hypnosis and consciousness.
In Jamieson, G. (Ed.) Hypnosis and Conscious States: The Cognitive Neuroscience Perspective. Oxford: Oxford University Press.
Nobrega, M. (2010). A human geneticist explores the ways that genes are regulated. Nature, 466, 11.
Petronis, A. (2010). Epigenetics as a unifying principle in the aetiology of complex traits and diseases, Nature, 465, 721-727.
Rossi, E (1967). Game and Growth: Two Dimensions of Our Psychotherapeutic
Zeitgeist. Journal of Humanistic Psychology, 8, 139-154.
Rossi, E (1968). The Breakout Heuristic: A Phenomenology of Growth Therapy
with College Students. Journal of Humanistic Psychology, 8, 16-28.
Rossi, E (1972/1985/2000). Dreams, Consciousness & Spirit: The Quantum
Experience of Self-Reflection and Co-Creation. (3rd Edition of Dreams &
the Growth of Personality). NY: Zeig, Tucker, Theisen.
Rossi, E. (2002). The Psychobiology of Gene Expression: Neuroscience and
Neurogenesis in Therapeutic Hypnosis and the Healing Arts. NY: W. W.
Norton Professional Books. ISBN: 0 — 393 — 70343 — 6.
Rossi, E. (2004). (Translator & Editor, Salvador Iannotti: Saiannot@tin.it) Discorso Tra Geni [Italian]. A Discourse with Our Genes: The Psychosocial and Cultural Genomics of Therapeutic Hypnosis and
Psychotherapy. Benevento, Italy: Editris SAS Press. [Available in Italian
and English editions] ISBN 88 — 89396 — 01 — 6. NY: Zeig, Tucker, Theisen.
Rossi, E. (2005/2006). Prospects for Exploring the Molecular-Genomic Foundations of Therapeutic Hypnosis with DNA Microarrays. American Journal of Clinical Hypnosis, 48 (2-3), 165-182.
Rossi, E. (2007). The Breakout Heuristic: The New Neuroscience of Mirror Neurons, Consciousness and Creativity in Human Relationships: Selected Papers of Ernest Lawrence Rossi. Phoenix, Arizona: The Milton H. Erickson Foundation Press. office@erickson-foundation.org.
Rossi, E., Rossi, K., Yount, G., Cozzolino, M., and Iannotti, S. (2006). The Bioinformatics of Integrative Medical Insights: Proposals for an International PsychoSocial and Cultural Bioinformatics Project. Integrative Medicine Insights 2006: 2 1-19. http://www.ernestrossi.com/ernestrossi/Neuroscienceresearchgroup.html
Rossi, E & Rossi, K. (2006). The Neuroscience of Observing Consciousness &
Mirror Neurons in Therapeutic Hypnosis. American Journal of Clinical
Hypnosis. 48: 283-278.
Rossi, E. & Rossi, K. (2007). What is a Suggestion? The Neuroscience of
Implicit Processing Heuristics in Therapeutic Hypnosis and Psychotherapy. The American Journal of Clinical Hypnosis. 49:4, 267-281.
Rossi, E. & Rossi, K. (2008). Open Questions on Mind, Genes, Consciousness, and Behavior: The Circadian and Ultradian Rhythms of Art, Beauty, and Truth in Creativity. In Lloyd & Rossi (Eds.) Ultradian rhythms from molecule to mind: A new vision of life. New York: Springer. 391-412.
Rossi, E. & Rossi, K. (2010). How we light and brighten the lamps of human consciousness. DVD, MHE Foundation Press, Phoenix, Arizona.
Rossi, E. & Rossi, K. (2011). The Creative Psychosocial Genomics of Human Resilience and Resourcefulness. Chapter 4. In Gow, K. & Celinski, M. (Eds.) Continuity versus Creative Response to Challenge: The Primacy of Resilience and Resourcefulness in Life and Therapy. Nova Scientific Publishers: N.Y.
Rossi, E. & Rossi, K. (2011). Facilitating Human Resilience and Resourcefulness
for the Mind-Body Healing of Stress, Trauma, and Life Crises. Chapter 25. In Gow, K. & Celinski, M. (Eds.) Continuity versus Creative Response to Challenge: The Primacy of Resilience and Resourcefulness in Life and Therapy. Nova Scientific Publishers: N.Y.
Rossi, E., Erickson-Klein, R., & Rossi, K. (2008). The Future Orientation of Constructive Memory: An Evolutionary Perspective on Therapeutic Hypnosis and Brief Psychotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 50:4, 343-350.
Rossi, E., Iannotti, S., Cozzolino, M., Castiglione, S., Cicatelli, A. & Rossi, K. (2008). A pilot study of positive expectations and focused attention via a new protocol for therapeutic hypnosis assessed with DNA microarrays: The creative psychosocial genomic healing experience. Sleep and Hypnosis: An International Journal of Sleep, Dream, and Hypnosis, 10:2, 39-44.
Rossi, E. & Rossi, K. (2009). How the mind and the brain Co-Create each other:
Mind-Brain-Gene Research on the foundations of Consciousness,
Creativity, Imagination, and Psychotherapy. Chapter 7 in Bosnak, R. (Ed.)
Imagination and Medicine, Spring Publications Books.
Rossi, E., Vyas, B., Atkinson, D., Iannotti, S., Cozzolino, M., Castiglione, S., Cicatelli, A., Vyas, B., Mortimer, J., Hill, R., Chovanec, E., Chiamberlando, A., Cuadros, J., Virot, C., Kerouac, M., Kallfass, T., Krippner, S., Frederick, C., Gregory, B., Shaffran, M., Bullock, M., Soleimany, E., Rossi, A., Rossi, K., Rossi, E., (2010). What Makes Us Human? A Neuroscience Prolegomenon for the Philosophy of Evolution and Consciousness. Chapter 4 in (Purohit, A.K. editor) The Philosophy of Evolution. Bikaner, India: Yash Publishing. ISBN: 818688235-9.
Saey, T. (2010). First songbird genome arrives. Science News, 177(9), 16.
Szekely, A., Kovacs-Nagy, R., Banyai, Й., Gosi-Greguss, A., Varaga, K., Halmai, Z., Zsolt, R., & Sasvari-Szekely, M. (2010). Association Between Hypnotizability and the Catechol-O-Methyltransferase (COMT) Polymorphism. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 58(3), 301-315
Warren, W., Clayton, D., Ellegren, H. et al. (2010). The genome of a songbird,
Nature 464, 757-762.
Wetterstrand, O. (1902). Hypnotism and Its application to practical medicine, New York: Putnam. Quoted in Tinterow, M. (1970). Foundations of hypnosis, From Mesmer to Freud. Springfield, C. Thomas Publisher, pp.513 — 543.
Wilhelm, R. (1990). Tao Te Ching: The Book of Meaning and Life. London: Arkana. Yehuda, R., Cai, G., Golier, J., Sarapas, C., Galea, S., Ising, M., Rein, T., Schmeidler, J., Mьller-Myhsok, B., Holsboer, F., and Buxbaum, J. (2009). Gene Expression Patterns Associated with Posttraumatic Stress Disorder Following Exposure to the World Trade Center Attacks. Biological Psychiatry. 66(7), 708-711.
При перепечатке ссылка на http://rushypnosis.ru обязательна