Майкл Япко (Michael Yapko) — доктор философии, клинический психолог, терапевт по вопросам брака и семьи, проживающий в городе Фаллбрук, Калифорния.
Майкл Япко признан во всем мире за свою работу по клиническому применению гипноза, лечению депрессии, а также развитию стратегической и ориентированной психотерапии. Он регулярно преподает для профессиональной аудитории по всему миру, предлагает свои идеи и методы в 29 странах на шести континентах.
Доктор Япко является автором многих книг и статей по гипнозу, депрессии и использованию стратегической психотерапии, среди них «Гипноз для психотерапии депрессий», «Введение в гипноз», «Введение в практику клинического гипноза», «Как остановить распространение депрессии в семье», «Гипноз и лечение депрессии».
Майкл Япко — член Американской ассоциации психологов, клинический член Американской ассоциации брака и семьи, член Королевского общества психосоматической медицины и гипноза.
Описанные и определенные в этой статье гипнотические феномены являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов гипнотического опыта.
Регрессия возраста
Описание
Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что называют «оживлением»), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй — заставить его припомнить конкретное переживание, настолько точно, как только он способен (что называется «гипермнезия»). Во время оживления переживаний клиента, он погружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистрирован, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент находится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний.
Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает возможность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, чтобы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или «переработать» старые воспоминания в поиске новых выводов.
Стратегия применения регрессии возраста
Во время клинического применения регрессии возраста можно применить, по крайней мере, две общие стратегии, из которых каждая будет основой для множества различных техник. Первая из них касается применения регрессии возраста, чтобы вернуться к негативному, травматическому опыту, для того чтобы высвободить подавленные чувства и получить возможность взглянуть на данную ситуацию с другой точки зрения. Это может помочь клиенту освободиться от разрушающих влияний такого опыта, какие все еще имеют значение в его жизни В случае этой стратегии целенаправленно применяются, как оживление так и гипермнезия. Решающую роль здесь играет понимание терапевтом того, как сильно клиент должен углубиться в воспоминание или какую дистанцию необходимо сохранить, чтобы получить максимальную пользу.
Вторую общую стратегию регрессии возраста легко объединить с первой. Поскольку она состоит в использовании способности и возможностей гипнотизируемого, которые проявились в прошлом, а сейчас с вредом для него, не используются. Часто у клиента есть возможности, о каких он не знает и поскольку он не осознает их наличия и не имеет доступа к ним, они не используются. Применяя регрессию возраста, можно помочь данному человеку заново открыть в своем собственном опыте конкретные возможности, какие позволят справиться с трудностями как нам это нужно.
Техники
Каждая модель коммуникации, облегчающая клиенту возвращение назад это техника регрессии возраста. В некоторых моделях применяются внушения, основанные на использовании воображения, как основы для углубления в данный опыт. Другие включают более естественные, ежедневно применяемые техники погружения в воспоминания. В зависимости от клиента каждый из этих подходов может быть успешным.
Модели, основанные на воображении гипнотизируемого, используют технику «специального средства передвижения» (например, поезда самолета, машины времени, космического корабля, лифта), какое может перенести клиента в то время, когда произошло, рассматриваемое событие. Это средство транспорта симулировано конкретным средством структурирования опыта, таким образом облегчение процесса регрессии требует большого количества деталей
Более естественный подход к регрессии возраста основан на использовании косвенных внушений, позволяющих вовлечься в воспоминания без формальной фразы терапевта: «А теперь можете вернуться в прошлое». Шаблоны включают вопросы, связанные с опытом, направляющие гипнотизируемого на его личную историю и обсуждение информации личного или профессионального опыта (например: «Можете ли вы вспомнить, как вы себя чувствовали при получении диплома?») Техника задавания вопросов, наводящих данного человека на его собственное прошлое, требует от клиента изучения воспоминаний и поиска в них подходящих событий, необходимых для того, чтобы отреагировать соответствующим образом. Можно исходить от давно прошедшего события. Дальнейшие умелые вопросы погрузят клиента в воспоминания настолько, что заставят его пережить его заново. Чтобы этот опыт сделать менее беспокоящим клиента, терапевт может косвенно облегчить для него регрессию, описывая аналогичные переживания, свои или других людей. Когда применяется опыт посторонних лиц, клиент совершенно естественным образом проявляет склонность к проекции себя на представленную ситуацию, представляя себе как бы он чувствовал или повел себя в такой ситуации. Например, разговор об ощущениях других людей в детстве, позволяет гипнотизированному идентифицировать себя с ними на основе собственных ощущений того периода. Поэтому регрессия наступает косвенно с помощью идентификации и проекции, а гипнотизированный способен возвратиться во времени, чтобы заново пережить соответствующие события.
Другие техники регрессии возраста включают
- аффективный или соматический мост, когда чувства или сознание клиента объединяются с одним из первых ощущений такого типа («Осознавая ощущение недостаточного контроля, какое вы описали, вы можете вернуться во времени, вспомнив ситуацию когда вы почувствовали нечто подобное впервые»);
- временная дезориентация, когда используют соответствующие внушения с целью привести к потери перцепции «сейчас» и провести реориентацию клиента на «тогда» («То, что происходит теперь и происходило раньше, основано на том, что воспоминания о тогда, теперь напоминают вам о тогда, когда раньше было так существенно и когда раньше становится теперь, поскольку вчера переходит в сегодня, вы можете вспомнить вчера, как если бы это было сейчас, ибо теперь и тогда, вспоминая тогда, как если бы это было теперь, может быть таким важным…»);
- прогрессия и регрессия возраста, когда клиента вначале ведут в будущее, с перспективы которого он может вспомнить события собственного прошлого («Посмотрите в будущее, на мгновенье, когда сможете смотреть назад…»). Ориентируя данного человека вначале в будущее, вы еще более увеличиваете эмоциональную дистанцию к ранним событиям, что облегчаете возвращение к ним и их терапевтическое использование.
Прогрессия возраста
Описание
Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в «введении» клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объединение их значений на глубоком уровне и обретение более широкого взгляда на собственное существование, нежели во время обыденной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воздействует также как и придающее храбрости воспоминание.
Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешности своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью.
Применение прогрессии возраста для проверки собственной работы — один из способов оценить определенные необычайно важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного человека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992).
Техники
Непосредственная техника, облегчающая прогрессию возраста, очень похожа на технику регрессии возраста: «специальное средство передвижения» для того чтобы отправиться в будущее — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию.
Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты («Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что…“); контекстные приказы («‘Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях…»); пресуппозиции, или языковые установки («Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили…»); косвенные контекстные приказы («Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы»).
Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связанные с будущим.
Амнезия
Описание
Амнезия это утрата памяти; ее коротко можно определить, как невозможность что-то вспомнить. Классический защитный механизм, называемый «вытеснением» — это основной механизм, отвечающий за амнезию.
Гипнотизируя клиента, заставляя его сознательно забыть различные внушения и предвидимый опыт, бессознательному дается возможность реагировать правильным для него способом и свободно творчески использовать гипнотический опыт.
Кроме подачи бессознательному терапевтических внушений, для применения их по мере необходимости, амнезию можно использовать более непосредственно, для подавления болезненных воспоминаний. В таких случаях внушения забвения чего-либо имеют шанс быть принятыми лишь в случае, если заранее имело место выздоровление (решение проблемы, catharsis).
Несмотря на довольно распространенное ошибочное убеждение, амнезия не является неразрывно связанной с гипнозом. Если у клиента есть тенденция запоминать внушение и опыт, то он это запомнит.
Техники
Возникновение амнезии тем менее правдоподобно, чем более прямым будет внушение. Такая зависимость более сильна, нежели в случае с другими характерными для гипноза явлениями. Внушение клиенту, «забыть все случившееся» с определенной точки зрения может быть весьма рискованным, даже если клиент податлив и послушен. Из своего опыта я знаю, что намного более успешными будут косвенные техники, где можно применять огромный набор форм, кроме прочего: косвенные внушения, перенос внимания и дезориентирующие внушения.
Когда применяются непосредственные методы, вероятность возникновения амнезии возрастает при разрешительном подходе.
Анальгезия и анестезия
Описание
Гипнотическая анальгезия и анестезия основаны на ослаблении физических ощущений. Анальгезия это уменьшение чувства боли, при одновременном сохранении, связанных с этим впечатлений, обращающих внимание клиента на собственное тело (например: давление, температура, позиция тела). Анестезия это полное или почти полное отсутствие ощущений во всем теле или его части.
Умение уменьшать боль, насколько это возможно, станет венцом способности человеческого сознания, основой одного из наиважнейших применений терапевтического гипноза. Работа со страдающими клиентами требует солидных знаний в области понимания принципов использования гипноза, философии человека, психологических мотивов, обработки данных и интерперсональной динамики. С определенной точки зрения, со страдающими клиентами работать легко, прежде всего из-за их (обычно) высокой мотивации. С другой стороны, боль влияя на все аспекты их жизни, превращает их в невероятно трудных партнеров. Поэтому в контактах с ними необходимо проявлять множество сочувствия, понимая, что боль зачастую это нечто намного большее нежели просто боль: она может стать источником беспокойства, чувства бессилия и депрессии, закрепленной зависимости от окружающих и ограничением социальных контактов.
Даже страдание, по чисто органическим причинам, имеет психический аспект, каждый человек по разному ощущает боль и по разному переносит ее последствия. По многим причинам, вероятно связанным с лучшим самоконтролем, какой дает гипнотический опыт, гипноз наиболее открыто занимается психологической стороной боли. С его помощью можно уменьшить страх и беспокойство, чувство бессилия и пессимизм. Он находит применение также в физической стороне боли, доказательством чего являются различные методики лечения, с применением гипнотических образцов.
Применение гипноза для борьбы с болью полезно по нескольким важным причинам. Прежде всего, он усиливает самоконтроль и в последствии увеличивает ответственность за самочувствие. Когда кто-то чувствует себя обиженным людьми или угнетен болью, трудно начать настоящее лечение. Способность сохранять самоконтроль, страдающему человеку необычайно важна, а гипноз облегчает это.
Кроме того естественная способность испытывать гипноз позволяет уменьшить количество принимаемых обезболивающих медикаментов или даже вообще от них отказаться. Гипноз не ведет к проявлению побочных явлений и зависимости. У разных людей, благодаря ему, удается уменьшить боль в различной степени, но каждый результат несмотря на качество, достигается безопасно и совершенно естественным образом.
Гипноз также позволяет функционировать на более высоком уровне и у людей применяющих его, поддерживает процесс лечения. Активность, какую дает здоровое состояние, важна с любой точки зрения и может существенно помочь в решении конкретной проблемы. Позитивная настроенность, расслабление, уменьшение беспокойства и страхов, могут стать важными факторами, облегчающими возвращение к здоровью или по крайней мере сдерживающими ухудшение.
Техники
У клиента, достаточно поглощенного гипнотическим опытом, анальгезия часто наступает спонтанно. Она связана с ограничением возможности двигаться (каталепсия), заметно проявляющейся у загипнотизированного и уменьшает осознание своего тела. Таким образом, любая техника успешно изолирующая сознание данного человека от актуальных физических ощущений, может иметь косвенный анальгетический эффект. Благодаря тренингам и дополнительным сессиям, страдающие клиенты могут научиться переносить внимание на другие вещи, а после концентрировать внимание на позитивных концепциях, чувствах, воспоминаниях или еще чем нибудь. Чтобы более успешно бороться с болью, применяя эту методику, необходимо обучиться аутогипнозу.
Техника, основанная на применении непосредственных внушений анальгезии, требует внушений уменьшения или отсутствия ощущений в месте, где клиент ощущает боль. Другим непосредственным методом, хоть и в меньшей степени, будет «перчаточная анестезия». В этом процессе изменения ощущений, клиенту дают внушение испытать анестезию одной или обеих ладоней. Когда это наступит, можно давать дальнейшие внушения, для перенесения этого ощущения на любую другую часть тела.
Физическая диссоциация, как техника облегчающая анальгезию, состоит во внушении клиенту субъективного опыта о том, что его сознание и тело существуют в двух различных уровнях ощущений. Дистанция между ними должна быть достаточной, для того чтобы загипнотизированный не замечал того, что ощущает его тело.
Можно также применять другие методы введения анальгезии: 1) амнезию, во время которой клиенту дают внушение забыть об ощущении боли. Это прерывает последовательность ощущения
боли, тем самым открывая путь к переживанию, вначале спорадично, потом все более постоянно, периодов расслабления, закрепляющихся в памяти клиента; 2) постепенное уменьшение боли, путем внушения медленного исчезновения чувства дискомфорта в определенный период времени; 3) псевдоориентацию во времени, когда загипнотизированного подвергают регрессии возраста в период после его выздоровления; 4) нарушение восприятия времени, когда в субъективном восприятии можно растянуть время хорошего самочувствия (см. главу о нарушении перцепции времени); 5) регрессию, во время какой человека отправляют назад в период, предшествующий возникновению боли.
Каталепсия
Описание
Каталепсию определяют как торможение волевых движений, связанное с интенсивной концентрацией на определенном раздражителе. Степень концентрации на ассоциациях, спровоцированных терапевтом, определяет область, в которой клиент в состоянии продемонстрировать каталептические реакции. Они могут включать концентрацию зрения, полную обездвиженность, так называемую восковую гибкость, обычно связанную с кататоническим клиентом, конечности которого принимают любую позицию, приданную им терапевтом, напряжение мышц, бессознательные движения и замедление основных физиологических процессов, таких как дыхание, моргание и сглатывание. Признаки каталепсии могут в значительной мере служить показателем гипноза (как возникшего спонтанно, так и с помощью формальной индукции), также они могут быть внушенными, с определенными терапевтическими целями, какие я вскоре опишу.
Каталепсию необходимо признать одной из основных черт гипноза, поскольку непосредственно или косвенно, она связана с каждым гипнотическим явлением. Будучи процессом концентрации на новой реальности, она открывает путь для отказа от «старых» реальностей, на период достаточно долгий, чтобы вызвать терапевтический опыт регрессии возраста, анальгезию или сенсорные изменения.
Каталепсия означает такую сильную концентрацию внимания на одном уровне (или на нескольких), что на остальных уровнях клиент проявляет значительную активность и податливость на указания терапевта. Человек, сконцентрированный на чем-то определенном, может удерживать руку в приданной ей позиции, так как слишком занят другим и не способен подумать об изменении ее положения.
Терапевтические цели достижения каталепсии можно описать двояко. Каталепсия может быть целенаправленной реакцией или служить для облегчения другого гипнотического опыта посредством указания клиенту того, что его бессознательное может реагировать автоматически. Каталепсию, как целенаправленную реакцию можно применять, например по отношению к человеку, который должен до минимума ограничить движения, чтобы быстрее и удобнее вернуться к здоровью. Будучи явлением, облегчающим другой гипнотический опыт, каталепсия может служить основой для привлечения и занятия внимания клиента — то есть быть индуктором. Давая возможность увеличить независимую активность бессознательного и укрепить степень вовлеченности или концентрации гипнотизируемого — она действует также углубляюще.
Техники
Каталептические реакции может облегчать все, что решительно притягивает внимание клиента, включая интересный рассказ, нечто неожиданное и методы дезориентации (Bloom, 1990; Rossi, 1973). Каталепсию можно вызвать, в зависимости от необходимости, непосредственно или косвенно, вербально или невербально. Чаще применяемый способ, основан на общих внушениях релаксации и невозможности двигаться.
Вероятно лучшим и наиболее практичным примером укрепления гипноза или каталепсии, при помощи невербальных внушений будет техника моделирования. Пользуясь собственным телом как моделью вы можете сознательно перейти от живых образцов обычной беседы к демонстрации клиенту потенциального окаменения, связанного с гипнотическим состоянием.
Диссоциация
Описание
Диссоциацию определяют как способность расщеплять целостный опыт на составные части, укрепляя сознание одной из частей в ущерб остальным. К сожалению, большинство терапевтов, по видимому знакомо с диссоциацией лишь в ее патологических формах, и не желает знать как применять лечебные аспекты этого явления.
Благодаря диссоциации клиенты не связаны напрямую с опытом, который в данный момент ими испытывается. Они не вовлечены в него и не «присутствуют» в нем, двигаясь в определенном пространстве, но одновременно находясь в совершенно другом месте. Сознание отплывает, занятое чем-то, что привлекло его внимание и тогда бессознательное может реагировать любым избранным вами способом. Таким образом, чем глубже состояние гипноза, тем выше степень диссоциации и лучше шансы для неосознанных реакций.
Диссоциация — неотделимый элемент гипноза, поэтому она была описана ранее, как одна из его основных характерных черт. Она позволяет проявиться рефлекторным и спонтанным реакциям клиента; давая возможность обрести вытесненные или потерянные воспоминания, позволяя телу забыть о движении или регистрации раздражителей и т.д.
Техники
Все внушения, облегчающие область опыта, это внушения диссоциации Каждая из гипнотических индукций, ранее описанных, вызовет диссоциацию сознания — бессознательного, при помощи выявления способности клиента испытывать и учиться без усилий, привычно. Сознанию подаются идеи и опыт, на которых оно может сконцентрироваться, а бессознательному предлагают прореагировать на новые способы и подсознательно учиться.
Непосредственные внушения такого разделения позволяют клиенту открыть (или, в зависимости от обстоятельств, вспомнить), что возможно ощущать на различных уровнях, а также что такой опыт может возникнуть спонтанно и рефлекторно.
Диссоциация косвенно внушается всякий раз, когда дается внушение конкретного явления, характерного для гипноза. Ее возникновение облегчает применение метафор, методы дезориентации и другие формы косвенного внушения.
Галлюцинации и сенсорные изменения
Описание
Галлюцинации, вызванные гипнозом это внушенный опыт, который клиент может испытать, явно не связанный с объективной реальностью.
Галлюцинация по определению это чувственный опыт, не вызваный внешними раздражителями. Ее можно описать как «позитивную» или «негативную». Эти термины однако не указывают на эмоциональное влияние галлюцинации на человека, который ее испытывает, а скорее на ее структуру. Позитивную галлюцинацию описывают как опыт (визуальный, слуховой, кинестетический, обонятельный, вкусовой) чего-то, что объективно не присутствует. Негативная галлюцинация это невосприятие чего-то, что объективно присутствует (явление обратное позитивной галлюцинации).
Давая возможность клиенту испытать галлюцинацию, терапевт изменяет осознание получаемых клиентом раздражителей. Введение клиента в ситуацию, где он может по иному ощущать самого себя или окружающий мир, расширяет область восприятия и таким образом, может открыть новые ценные возможности.
Техники
Галлюцинации могут возникать спонтанно, что часто и происходит. Чтобы их сознательно спровоцировать годятся как непосредственные так и косвенные техники.
Часто достаточно лишь непосредственного внушения испытать что-нибудь; обычно прежде чем терапевт попытается дать возможность клиенту испытать галлюцинацию, контакт уже установлен и известна гипнотическая податливость данного человека.
Внушение испытывать позитивные или негативные галлюцинации не нужно давать в виде противоречащих утверждений, поскольку загипнотизированный должен точно знать, что он должен ощущать, а что нет.
Для облегчения галлюцинаций можно использовать также косвенные внушения. Внушить клиенту ощущать свою руку — это косвенное внушение, направленное на то чтобы он не ощущал ноги.
Идеодинамические реакции
Описание
Автоматические действия, на которые способен человек, существуют по крайней мере на трех уровнях: моторном, сенсорном и аффективном. Эти автоматические действия называются идеодинамическими реакциями, поскольку они обращают идею в действие. Отдельные их разновидности называются реакциями «идеомоторными», «идеосенсорными», и «идеоаффективными». Каждая автоматическая реакция возникает на уровне бессознательного в ответ, как на внешний раздражитель, так и на внутренний.
Идеомоторные реакции это физическое проявление психического опыта, неосознанная реакция вашего тела на ваши мысли.
Идеосенсорные реакции это автоматическое восприятие впечатлений, связанных с переработкой внушений. Их основа — нормальная область чувствительности и кинестетическая память о том как ощущают конкретные вещи.
Идеоаффективные реакции это автоматические эмоциональные реакции, связанные с различным опытом. Оставаться полностью нейтральным по отношению к чему-либо чрезвычайно трудно или невозможно, поэтому по мере того, как клиент принимает внушение терапевта, неизбежно проявляются различные чувства, связанные с содержащимися в них концепциями.
Во время проведения гипноза идеодинамические реакции будут важнейшими переменными по двум причинам: во первых, они являются отражением внешнего опыта клиента, на тех уровнях, где ожидаются перемены, во вторых — они часть переживаемого, в данный момент терапевтического опыта, поэтому они будут опираться на действия, чувства и ощущения, составными частями терапии, которые данный человек применяет как начало для будущего изменения.
Техники
В отличие от многих других, характерных для гипноза явлений, идеодинамические реакции проявляются несмотря на последовательность действий. Клиент не может предотвратить бессознательные движения тела или воздержаться от того, чтобы заново пережить чувства и впечатления, связанные с поднятыми разговором вопросами. Гипнотически укрепленные идеодинамические реакции сводятся к вопросу, хорошо ли реагирует клиент на внушение конкретных автоматических реакций.
Занятие клиента, содержанием внушения облегчает идеодинамические реакции, так как его бессознательное начинает реагировать, когда он проецирует свою личность на описываемую ситуацию и предпринимает усилия, чтобы ее понять.
Нарушение чувства времени
Описание
Ощущение времени — чисто субъективный опыт, это значит, что течение времени, в каждый отдельный момент, воспринимается присущим лишь вам образом. В зависимости от степени концентрации внимания данного человека, проходящее время может ему казаться значительно длиннее или короче от действитель-, но прошедшего. Нарушения такого типа случаются со всеми, кто подвергается «обычному гипнозу». Ощущение времени, как и другой субъективный опыт, можно изменить при целенаправленном применении гипнотических техник
Техники
Техники, облегчающие нарушение в восприятии времени, включают различные методы: начиная с того, чтобы просто оставить все как есть, позволяя этому явлению проявиться самому, заканчивая предоставлением непосредственных или косвенных внушений перемен. Нарушения ощущения времени часто возникают самостоятельно, без специальных внушений, поскольку, как только клиент закроет глаза и начнет концентрироваться на внутренних ощущениях (мыслях, воспоминаниях, впечатлениях и т.д.), внешний мир станет лишь фоном, а реалистическая оценка времени осложнится.
Возникновение этого явления могут значительно облегчить непосредственные внушения, особенно даваемые разрешительным методом.
С помощью косвенного внушения можно осторожно подать идею того, что ощущение времени можно изменять. Косвенные внушения, рассказы, приводящие примеры о нарушениях восприятия времени, разговорные постулаты и двойные спирали, все эти техники служат облегчению нарушения восприятия времени.
Завершение гипнотического состояния
He смотря на то, как приятно находиться в гипнозе, гипнотический сеанс необходимо когда-нибудь завершить. Выведение клиента из гипноза будет конечной фазой гипнотической интеракции. Клиент может проявлять готовность к выходу из гипноза, понижая концентрацию внимания незначительными движениями и даже вытягивая все тело. Когда терапевт заметит такие признаки, он должен решить, достигнута ли цель данной сессии. Попытки выхода из гипноза, инициированные самим клиентом, могут свидетельствовать о том, что он пытается уйти от проблемы, а это необходимо проработать в терапии.
Вопрос о том, когда завершить гипноз должен решать сам терапевт, опираясь на план лечения, принимая во внимание успехи, полученные во время данной сессии.
В большинстве непосредственных техник выведения из гипноза (традиционно называемых «пробуждением») применяется метод отсчета: «Теперь я буду считать до трех, и когда щелкну пальцами, вы проснетесь». Такой метод не принимает во внимание тот факт, что каждый клиент ощущает необходимость выходить из гипноза в собственном темпе. Ожидая, что загипнотизованный отреагирует на ваш сигнал и закончит гипноз лишь потому, что вы так захотели, вы не даете ему шанс, необходимый, для того чтобы с чувством удовлетворения выйти из состояния гипноза.
Если гипнотическое состояние имело неформальный, спонтанный характер, то терапевт может принять решение дать косвенные внушения выхода из транса.
Поскольку люди лучше помнят недавние события (эффект свежести ощущений), способ завершения гипнотического опыта, будет иметь большое влияние на клиента — чувства, которые данный человек испытает во время выхода из гипноза, будут у него ассоциироваться с самим опытом гипноза.
Итог
Клинические интервенции всегда будут ассоциироваться с классическими гипнотическими явлениями, поэтому знание тонкостей, каждого такого субъективного опыта необходимо. Перед целенаправленным применением этих явлений стоит понаблюдать их проявление в обычной жизни, предпринимая попытки понять, какой раздражитель стал основой для замеченного явления.
Литература:
Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002