Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии
им. В.М. Бехтерева»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт- Петербург
Цикл повышения квалификации (общее усовершенствование) «Системная семейная психотерапия».
Программа специализации рассчитана на 300 часов. 200 часов – очная часть, состоящая из лекций, семинаров и практических занятий. Каждый теоретический блок программы сопровождается тренингом практических навыков, участники применяют техники, отрабатывая приемы в группе при поддержке преподавателя.100 часов – заочная часть, в ходе которой слушателями выполняются задания в самостоятельной практике. Каждый практический этап сопровождается супервизией. Таким образом, структура программы позволяет сразу разрешить возникающие вопросы, справиться с трудностями, возникающими при применении знаний в непосредственной работе с пациентом. Преподаватели программы повышения квалификации – не только остепененные специалисты, но прежде всего, ежедневно практикующие врачи-психотерапевты и медицинские психологи.
Системная семейная психотерапия возникла после Второй мировой войны, это одно из самых молодых направлений психотерапии. Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила общая теория систем, как часть кибернетики, не связанная напрямую с психологией личности. С точки зрения системной семейной психотерапии пациентом является вся семья в целом, а не каждый человек в отдельности. Взгляд на семью как на социальную систему предполагает, что целое больше, чем сумма его частей. Все элементы имеют индивидуальные характеристики, взаимоотношения частей, связи и процессы между ними влияют друг на друга. Семья как система постоянно меняется как изнутри, так и благодаря социальным влияниям извне, и в то же время, сохраняет стабильность. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому эффективнее работать со всей семейной системой, а не с одним ее членом.
Системная семейная психотерапия имеет широчайшее поле применения, как в клинической практике, так и в практике психологического консультирования здоровых людей. Семьи часто обращаются с жалобами, связанными с поведением детей и подростков, и их воспитанием. Невротические симптомы у детей чаще всего являются семейным симптомом и легче поддаются коррекции в рамках системной семейной психотерапии. Психическое или соматическое расстройство одного из членов семьи неизбежно приводит к изменениям в структуре и функциях семьи в целом, семейному кризису. Терапия химических и нехимических зависимостей в большинстве случаев неэффективна без вовлечения и изменения семейной системы.
В программе курса:
1 цикл «Основы семейной психотерапии. Психология и диагностика семьи». Психология и диагностика семьи. Определение семьи. Общие сведения о семье в рамках биопсихосоциального подхода. Теоретико-методологические, психологические и социально-психологические основы семейной психотерапии. Социально-культурные и психопрофилактические аспекты семейной психотерапии. Внутренняя и внешняя идентификация семьи), Функции (основные потребности семьи): функциональные и дисфункциональные семьи. Структура семьи. Семейные границы и подсистемы. Права, обязанности, власть и ответственность членов семьи. Структура семьи и ее нарушения. Жизненный цикл (динамика) семьи. Динамика семьи, семейные кризисы. Планирование семьи и стадии формирования супружеского холона. Основы системного подхода в семейной психотерапии. Понятие семейного диагноза. Формирование гипотезы (семейного диагноза). Методы семейной диагностики. Методы психодиагностики в семейной психотерапии. Мотивирование к семейной психотерапии: техники и приемы. Принципы коммуникации психотерапевта с семейной системой. Сложные случаи контакта. Структура и особенности психотерапевтического контракта в семейной психотерапии. Тренинг «Семья на приеме» (установление контакта и техники мотивации к семейной психотерапии).
2 цикл «Основы сексологии ». Сексология как наука, её место в системе научных знаний. Современные сексологические теории. Психосексуальное развитие человека. Задержки психосексуального развития. Половое самосознание и идентичность в течение жизни. Стадии формирования полового сознания. Психологические и социальные парадигмы в сексологии. Три функции libido человека. Формирование пола, сексуальности, эротики в онтогенезе. Принципы и основы полового воспитания на разных этапах. Становление телесных границ. Карты тела, эрогенные зоны. Гендерные различия проблем пубертатного периода, периода зрелости, климакса, пожилого возраста. Психология мужской и женской сексуальности. Синдром влюбленности. Варианты сексуальной морали и сексуальные дисфункции. Особенности и проблемы психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и их коррекция. Сексология и сексопатология. Особенности развития сексуальности в эпоху постмодерна. Психология сексуальной флюидности. Гомосексуальность и бисексуальность. Вопросы гендерной идентичности. Современные классификации сексуальных расстройств. Гендерная дисфория. Обзор основных клинических групп: этиология, клиника, патогенез. Парафилии и девиации. Любовная и сексуальная аддикции. Сексуальные преступления как объект криминологии и сексопатологии. Судебная сексология и экспертные вопросы. Этические проблемы в сексологии и сексопатологии.
3 цикл «Сексологическое консультирование в семейной психотерапии». "Основы сексопатологии". Сексология как наука, её место в системе научных знаний. Современные сексологические теории. Психосексуальное развитие человека. Половая конституция индивида. Стадии формирования полового сознания. Психологические и социальные парадигмы в сексологии. Понятие нормы и диапазона приемлемости. Индивидуальная сексуальная культура – типология, классификация. Связь личностных особенностей и нарушений в сексуальной сфере. Сексуально-эротическая функция в семье. Сексология и сексопатология. Общие и частные причины нарушений в сексуальной сфере. Типичные жалобы и проблемы. Структура диагностического интервью. Сексологический анамнез. Диагностика партнерской пары. Особенности диагностического интервью в индивидуальном консультировании. Требования к консультанту. Границы компетенции. Особенности построения контакта в сексологическом консультировании. Тренинг «Диагностическое интервью в сексологическом консультировании. Основные направления психологической помощи (психообразование, патогенетический и симптоматический подход, секс - терапия). Методы и техники коррекции проблем в сексуальной сфере. Тренинг «Техники психологического консультирования в сексологии». Психотерапия и психопрофилактика супружеской дезадаптации. Причины, механизмы развития, клинические формы. Психология и психотерапия супружеской измены. Принудительный секс: изнасилование, инцест (патогенез, диагностика, основные направления психотерапии).
4 цикл «Системная семейная психотерапия. Перинатальная психотерапия». Системный подход в семейной терапии Понятие о семье как о системе. Теория семейных систем М.Боуэна. Основные параметры семейной системы. Работа с параметрами в семейной психотерапии. Законы системного воздействия (циркулярность, нейтральность, гипотетичность). Семейный анамнез. Хронические семейные конфликты и фазовые переходы. Осознанное управление равновесными и неравновесными состояниями семейной системы. Идентифицированный пациент в семейной системе. Семейные роли, мифы, стереотипы, правила. Триагнуляция в семье и семейные стабилизаторы. Диагностика и коррекция семейных проблем. Цели и задачи семейной психотерапии. Основные этапы семейной психотерапии, показания и противопоказания. Личностные и квалификационные характеристики семейного психотерапевта. Супервизия в семейной психотерапии. Тренинг «Циркулярное интервью в семейной психотерапии» Основные концепции современной перинатальной психологии.
5 цикл «Техники семейной психотерапии». Техники и методики семейной психотерапии. Классификация методик и техник семейной психотерапии Основные методики и техники работы с семьей. Принципы выбора методик и техник. Мотивирующие техники системной семейной психотерапии. Коммуникативные техники системной семейной психотерапии. Парадоксальные и провокативные техники системной семейной психотерапии. Коррегирующие техники в системной семейной психотерапии. Интеграция техник и приемов в семейной психотерапии. Кризисные техники в семейной терапии. Тренинг «Методики и техники семейной психотерапии». Алгоритм действий при типичных семейных кризисах (угроза развода, измена, ревность и контроль, финансовые и бытовые разногласия). Психологическая помощь в ситуации репродуктивного выбора. Психологическая и психотерапевтическая помощь при различных перинатальных утратах.
6 цикл «Семейная психотерапия в клинике нервно-психических расстройств». Семейная психотерапия в клинике нервно-психических расстройств. Семейно-супружеская психотерапия. Особенности проведения групповых форм семейной психотерапии. Системная семейная психотерапия невротических расстройств. Системная семейная психотерапия в клинике психотических расстройств. Системная семейная психотерапия в клинике химических и нехимических зависимостей. Перинатальная психотерапия. Семейная психотерапия с детьми и подростками. Основы педагогического консультирования.
7 цикл «Кризис семейных отношений. Психологическая помощь родителям и детям в состоянии конфликтного развода». Кризис семейных отношений. Виды семейных кризисов. Отличие семейного конфликта от семейного кризиса. Различия тактики психологической интервенции при семейном конфликте и семейном кризисе. Развод как один из вариантов выхода из семейного кризиса. Негативные и позитивные психологические последствия развода для родителей и ребенка. Виды разводов. Высококонфликтные разводы. Особенности тактики психологической интервенции при высококонфликтном разводе. Практика психологической медиации. Этапы развода. Виды реакций родителей и детей на развод. Этапы психологической адаптации родителей и детей к разводу и раздельному месту проживанию. Социально-психологические особенности разводов, сопровождающихся судебным спором о детях. Методы работы с родителями и детьми, находящимися в ситуации конфликтного развода. Особенности психологического сопровождения родителя на этапе судебного спора о месте проживания и порядке общения с ребенком. Практика привлечения психолога в рамках судебного спора между родителями о ребенке. Основы экспертно-психологических знаний необходимых для выстраивания стратегии психологической работы с родителями и детьми в ситуации развода. Принципы экспертно-психологической диагностики в рамках психолого-педагогической экспертизы. Основные принципы. Цели и задачи. Решаемые вопросы. Судебной психологической, комплексной психолого-психиатрической экспертизы в рамках судебного спора между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Судебная психолого-педагогическая экспертиза как один из этапов помощи родителям в понимании сути семейного кризиса и помощи специалистам в выработке психотерапевтической мишени, стратегии дальнейшей работы с родителями и детьми. Практика консультирования адвокатов родителей, находящихся в состоянии судебного спора. Помощь адвокату и родителю в выстраивании стратегии в рамках судебного спора с учетом психологических знаний и психологических интересов ребенка. Понятие «адаптационного периода» назначаемого судом для восстановление детско-родительских отношений. Цели и задачи психологической работы на данном этапе. Психологическое сопровождения семей (клиентов) переставших быть супругами, но оставшихся быть родителями. Психологическое сопровождения родителей на разных этапах развода – от момента принятия решения о расторжении брака до этапа создания новой семьи. Различие тактик родительства при совместном и раздельном проживании. Выстраивание тактики родительства в рамках взаимодействия двух семейных структур. Сочетание навыков кризисной интервенции, психологии родительства и экспертной психологии в рамках психологической помощи разведенным родителям.
Руководитель программы Добряков Игорь Валерьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета. Автор четырех книг по системной семейной психотерапии, перинатальной психологии.
Успешное освоение программы специализации подтверждается выдачей удостоверения о повышении квалификации государственного образца.
Стоимость обучения на программе – 205 000 рублей. Оплата может осуществляться по циклам.
Сроки обучения:
1 цикл «Основы семейной психотерапии. Психология и диагностика семьи».
Сроки проведения: 01-03.03.22
Стоимость: 25 000,00 руб.
2 цикл «Основы сексологии».
Сроки проведения: 11-13.05.22
Стоимость: 25 000 руб.
3 цикл «Сексологическое консультирование в семейной психотерапии». "Основы сексопатологии"
Сроки проведения: Выездной семинар г. Анапа 07-12.10.22
Стоимость: 35 000 руб.
4 цикл «Техники семейной психотерапии».
Сроки проведения: 14.12.22-16.12.22
Стоимость: 25 000 руб.
5 цикл «Системная семейная психотерапия. Перинатальная психотерапия».
Сроки проведения: 27.02-02.03.23
Стоимость: 32 500,00
6 цикл «Семейная психотерапия в клинике нервно-психических расстройств»
Сроки проведения: 12.05.23-14.05.23
Стоимость: 25 000 руб.
7 цикл «Кризис семейных отношений. Психологическая помощь родителям и детям в состоянии конфликтного развода».
Сроки проведения: 19.09-22.09.2023
Стоимость: 32 500 руб.
На программу специализации могут быть зачислены:
лица, имеющие высшее психологическое образование, бакалавры психологии;
специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его по программам второго высшего образования;
лица, имеющие высшее медицинское образование и закончившие интернатуру/ординатуру по психиатрии.
врачи-психотерапевты, имеющие высшее медицинское образование и закончившие обучение по специальности «психотерапия» на программах интернатуры, ординатуры или профессиональной переподготовки.
Ведущие программы:
Блох Мария Евгеньевна – врач-психотерапевт, к.м.н, перинатальный психолог, психотерапевт, сексолог, психоаналитик. Доцент кафедры «Психотерапия» Восточно-Европейского института психоанализа. Доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. Психотерапевт Научно-исследовательского института акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН.
Добряков Игорь Валериевич - психиатр высшей категории, к.м.н., сексолог, вед.н.с. научно-организационного отдела Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета; член Европейской Федерации Психологических Ассоциаций EUROPSY, консультант по работе в кризисных ситуациях United Nations Children's Fund; официальный супервизор Российской Психотерапевтической Ассоциации.
Перехов Алексей Яковлевич - к.м.н., доцент, врач- психиатр высшей квалификационной категории, начальник учебной части кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии РостГМУ
Ремесло Марина Борисовна - к.м.н, врач-психотерапевт, семейный психотерапевт сексолог, руководитель отдела региональных программ НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева
Сиволап Юрий Павлович - д.м.н., профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского гос. мед. университета им. И.М. Сеченова.
Туркова Наталья Александровна – психиатр, психотерапевт, медицинский (клинический) психолог, судебный эксперт психолог, преподаватель ОРП ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева».
Холявко Вячеслав Викторович врач-психиатр, психотерапевт, семейный психотерапевт, ведущий авторских курсов по семейной психотерапии и сексологии, преподаватель НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева